Госизмена и покушение на захват власти
21 мая Государственное бюро расследований открыло дело против Порошенко по заявлению экс-замглавы Администрации президента Андрея Портнова, вернувшегося на Украину после многолетнего отсутствия. Портнов потребовал привлечь Порошенко по «сепаратистским» статьям УК Украины: «Действия, совершенные с целью насильственной смены или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор с целью совершения таких действий» (ст. 109); «Государственная измена» (ст. 111), а также «Превышение военным служебным лицом власти или служебных полномочий» (ст. 426). Учитывая, что Порошенко являлся должностным лицом, если его вина по указанным статьям будет доказана в суде, ему грозит срок от 12 до 15 лет лишения свободы.
Основанием для таких громких обвинений послужил инцидент в Керченском проливе 25 ноября 2018 года, когда Военно-морские силы Украины устроили провокацию, пытаясь по приказу из Киева самовольно пересечь пролив. Итог — столкновение с погранслужбой РФ, арест украинских моряков. Позже президент Порошенко инициировал введение в стране военного положения.
По версии Портнова, данные действия экс-президент совершил умышленно, чтобы спровоцировать РФ на ответные действия. Это несло риск для жизни и здоровья украинских моряков и, возможно, человеческими жертвами.
«П.А. Порошенко, действуя умышленно, в составе организованной группы лиц, владея всей полнотой информации о напряженной ситуации в Керченском проливе и сознавая высокую вероятность агрессивных действий Вооруженных сил Российской Федерации, полностью понимая риски своих действий в виде угрозы жизни, здоровью и свободе украинских военнослужащих, повреждения и утраты военной техники и оружия, приказал (или согласовал приказ) совершить переход корабельной группы ВМС ВС Украины из Черного моря в Азовское море через Керченский пролив, который находился под полным контролем значительно и очевидно превосходящих сил ВМФ Российской Федерации… По замыслу Порошенко и возглавляемой им организованной группы, спровоцированный инцидент должен был привести к резонансным последствиям и возможности утверждать об открытой агрессии Российской Федерации против Украины в Азовском море и, как следствие, о наличии повода для введения военного положения. В конечном результате введение военного положения должно было обеспечить отмену и перенос на неопределенное время выборов президента Украины», — утверждает Портнов в тексте своего заявления.
Он также подчеркнул в интервью сайту «Страна», что это заявление в правоохранительные органы в отношении Порошенко и его окружения далеко не последнее.
Махинации в энергетике
Второе дело открыла против Порошенко 22 мая Специализированная антикоррупционная прокуратура. Оно связано с мошенническими схемами в энергетике, с помощью которых через ряд облэнерго миллиарды расхищались в интересах Порошенко и замглавы фракции «БПП» Игоря Кононенко.
Все началось с того, что в Украину вернулся бывший директор компании «Энергомережа» Дмитрий Крючков, давший показания в НАБУ.
Возглавляя компанию «Энергомережа», Крючоков при участии Кононенко контролировал долги разных предприятий перед Запорожьеоблэнерго и Черкассыоблэнерго, контрольный пакет акций которых принадлежал государству. Забирая средства, компания не передавала их в бюджет, а выводила за рубеж. В частности, крупнейшим должником Запорожьеоблэнерго был Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), частью которого вместе с государством владеет ныне олигарх Дмитрий Фирташ. Посредник предложил руководству предприятия вернуть часть долга, а именно 160,7 млн грн вместо полной выплаты 308,2 млн грн. На это было получено согласие. Подобным же образом поступили с компанией «Днепроспецсталь», правда, там «скидка» была не такая существенная — 36 млн грн вместо 38. Выплаченные средства в облэнерго не были получены.
После ссоры с «патроном» в 2017 г. Крючков сорвал приватизацию крупнейшего энергетического предприятия «Центрэнерго» и бежал из страны. Несмотря на это, из энергетики продолжали «выкачивать средства». Ущерб от подобных схем исчисляется десятками миллиардов гривен.
Находясь в Германии, Дмитрий Крючков давал интервью украинским оппозиционным СМИ, где подробно раскрыл систему махинаций. По его словам, о них прекрасно был осведомлен президент Петр Порошенко, который также имел свою «долю». Он предоставил журналистам «Схем» пленки, где записаны его разговоры с Кононенко, братьями Суркисами, нардепом Игорем Котовицким.
«В пятницу вечером были у П. Дал добро. Лично… И контактное лицо будет Игорь Кононенко», — говорил Крючков Котовицкому.
А в разговоре с Игорем Суркисом он утверждал, что поедет к «Игорю Витальевичу» (Кононенко) с отчетом «за прошлый месяц» и отвезет «то, что ему надлежащее, где-то 430 с хвостиком».
По словам Крючкова, он лично заносил на «Ленинскую кузницу» по 6-8 миллионов долларов прибыли ежемесячно.
Сейчас в САП ведут расследование по следующим фактам:
1) Преступная деятельность должностных лиц госпредприятия «Центрэнерго» (владеет тремя крупными ТЭС Украины) и Фонда госимущества. Управляющие компанией «Центрэнерго» с должностными лицами ФГИУ и представителями государственной власти распределили ключевые должности в «Центрэнерго» с целью хищения средств компании. Все эти действия координировались народным депутатом Игорем Кононенко и экс-президентом Украины Петром Порошенко.
2) Незаконное завладение имуществом «Центрэнерго» путем фиктивной оплаты государственного пакета акций. На деле 6 миллиардов гривен, которые нужно было заплатить за акции, предварительно вывели из самой же «Центрэнерго» и конвертировали через подконтрольные фирмы в течение 2016-2018 годов.
3) должностные лица «Центрэнерго» по сговору с поставщиками угля ООО «Укрвуглетрейдинг», ООО «Шахтерсктранс» закупили угля на 170 миллионов гривен по завышенной стоимости, используя фиктивные предприятия.
4) должностные лица Нижнеднестровской ГЭС и компании «Укргидроэнерго» обворовывали свои предприятия: так, ГЭС передала «Укргидроэнерго» имущества более чем на миллиард гривен. Также постоянно по завышенным ценам закупались товары и услуги. А частникам платилось за работы, которые не выполнялись. Размер убытков здесь превышает 2,2 млрд грн.
5) злоупотребление служебным положением должностными лицами «Черкассыоблэнерго» и предприятия «Азот».
Война на Донбассе
22 мая народный депутат «Оппозиционной платформы — За життя» Нестор Шуфрич подал заявления в ГПУ и СБУ из-за решения Порошенко в июне 2014 года прекратить перемирие, возобновив активные боевые действия против повстанцев Донбасса. На тот момент действительно существовала надежда на мирное решение конфликта, поскольку, несмотря на жертвы и разрушения, многие не хотели кровопролития.
«Пять лет назад по договоренности с Турчиновым мы вместе с Виктором Медведчуком были задействованы в организации переговорного процесса по урегулированию конфликта в Донбассе. По состоянию на 30 июня погибших было, по разным данным, 74-86, неофициально говорили о нескольких сотнях. Доллар был по 12, экономика Донбасса была интегрирована в экономику Украины. 23-27 июня состоялись две встречи контактной группы ОБСЕ-Украина-Россия с представителями так называемых ДНР и ЛНР. Украину официально представлял Леонид Кучма, Россию — посол РФ на Украине Михаил Зурабов, в обсуждении принимала представитель ОБСЕ Хайди Тальявини. Те базовые договоренности, которых удалось достигнуть, могли бы стать основой для урегулирования конфликта», — написал Шуфрич на Facebook.
Именно решение президента о прекращении перемирия, по словам нардепа, и привели к огромным жертвам, разрушению экономики и бедности.
«Последствия мы все знаем. Тысячи погибших — сколько точно, не знает никто. Экономика была уничтожена, люди стали беднее. После того, как Порошенко 5 лет назад принял это решение, я пообещал, что как только он прекратит пользоваться президентской неприкосновенностью, я буду обращаться в соответствующие инстанции, которые дадут правовую оценку его решению выйти из режима прекращения огня и дать команду Вооруженным силам Украины начать наступление. В своем заявлении в Государственное бюро расследований, СБУ и Генеральную прокуратуру я прошу дать правовую оценку его действиям», — заключил политик.
Пока данные заявления еще не рассмотрены, но на основании их Порошенко можно привлечь за организацию гражданской войны и незаконное использование ВСУ против своих сограждан.
На этом перечень преступлений, совершенных режимом при участии Порошенко не исчерпывается.
Вмешательство в деятельность судей
13 мая Генпрокуратура начала досудебное расследование по факту возможного вмешательства высших должностных лиц государства в деятельность судей во время заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины 18 апреля по делу «ПриватБанка». Заявление подали судьи Окружного административного суда Киева против Порошенко, министра юстиции Павла Петренко и главы Нацбанка Якова Смолия.
18 апреля после решения суда, который удовлетворил иск олигарха Игоря Коломойского о незаконности национализации «ПриватБанка» Порошенко пугал украинцев экономическим коллапсом в случае избрания президентом Владимира Зеленского и возвращения банка Коломойскому. В тот же день было созвано экстренное заседание СНБО, где действующий глава государства поручил Службе безопасности Украины и Генеральной прокуратуре оценить наличие оснований для открытия уголовного дела на судей «за неправосудное решение».
Такие действия можно расценивать как давление, посягательство на независимость судов. ГПУ их квалифицировала по ч. 2 ст. 376 УК Украины (Вмешательство в деятельность судебных органов). Максимальное наказание за данное преступление — 3 года лишения свободы.
Расхищение средств в оборонке
Помимо вышеперечисленного необходимо вспомнить скандал с «Укроборонпромом»: журналист издания «Схемы» Денис Бигус выявил, что госпредприятие контрабандой через фирмы-прокладки закупало комплектующие для военной техники из России по завышенным ценам, в результате чего присваивало себе десятки миллионов гривен. Этот процесс курировал бизнес-партнер Порошенко Олег Гладковский вместе со своим сыном Игорем и несколькими друзьями.
В 2016-17 гг. «Укроборонпром» закупил российские детали для самолетов АН-26, заплатив в 5 раз больше, чем они стоят. Украине они обошлись в 14,38 млн грн, тогда как из Москвы отправлялись по стоимости 2,3 миллиона. При этом 80-процентный аванс разделили между собой вероятные участники схемы. Чистая прибыль от той сделки достигала 300 тысяч долларов. Из них 30 тысяч долларов получил Олег Гладковский, 10 тысяч — нынешний директор «Укроборонпрома» Павел Букин. Еще 46,6 тысячи получили непосредственные организаторы поставки — Игорь Гладковский и его бизнес-партнер Виталий Жуков.
Общая сумма, которую заработали участники схемы, составляет не менее 250 млн грн, поскольку государственные оборонные предприятия переплачивали за товар в 2-4 раза. При этом они настолько не опасались последствий своей деятельности, что даже перечисляли взятки должностным лицам через карты «Приватбанка». Немаловажно, что одной из фирм-прокладок выступал завод «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузница)», до осени прошлого года находившийся в собственности президента Порошенко, а злоупотребления имели место в 2015-2017 гг.
Нет сомнений, что и другие преступления бывшего президента вскоре трансформируются в очередные уголовные дела. Остается открытым вопрос, хватит ли у новой власти политической воли, чтобы довести их до логического завершения.