Донецкий цирюльник. Любимый композитор Михалкова довел столицу ДНР до экстаза

К культурным десантам из России Донбассу не привыкать уже, слава Богу, но с каждым месяцем, неделей они становятся все солидней и интересней
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Хотя, конечно, о культуре говорить так не вполне пристало, но в крае, где с политикой связывается так или иначе все и культурный визит приобретает вид верительных грамот, это, пожалуй, позволительно. Особенно, когда речь заходит об одном из самых талантливых и успешных композиторов современности — Эдуарде Артемьеве

Артемьев, Донецк, история

Роскошь и пустота «Донбасс Арены»: пятый год без футбола (Фоторепортаж)Журналист издания Ukraina.ru осмотрел один из лучших стадионов Европы, на котором со 2 мая 2014 года не проводятся спортивные состязания
16 мая он вместе с Донецкой государственной академической филармонией им. Прокофьева представил на суд донецких ценителей музыки оркестровую сюиту по мотивам знаменитого фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Ценно то, что автор и сам впервые слушал свое произведение вживую. И то, как исполнил произведение симфонический оркестр филармонии под управлением Владимира Заводиленко, ему весьма и весьма понравилось.

Кто такой Эдуард Артемьев? Это, несомненно, музыкальная душа уходящего века, это просто гениальный художник, который кроме всего прочего, как все настоящие художники, честен перед собой и открыт миру. Когда-то его имя означало целый пласт новаторской музыки, в том числе и электроакустической. Скажем, во Франции был Дидье Маруани, в Греции, Вангелис, а в СССР, России — Артемьев. Давно уже его фамилия стала символом электронной музыки и музыкального синтеза звука.

В 1990 году он основал «Российскую ассоциацию электроакустической музыки», проторив дорогу последователям из числа молодых талантов. В то же время Эдуард Николаевич удивительно классический композитор. Вдохновляясь звуками родной речи, русской природы, произведениями великих предшественников, Артемьев создал множество знаковых для России произведений. Недаром его мажорная, жизнеутверждающая и вместе с тем романтическая музыка была выбрана для открытия и закрытия Московской Олимпиады-80 и Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. А еще он написал музыку для 150 отечественных фильмов, из которых самые примечательные — для кинолент своего старинного друга Никиты Михалкова. 

Михалков не приехал, но приедет — слово дал

«Впервые встретились мы с ним за обедом, который плавно перетек в ужин и так все 50 лет», — вспоминал когда-то Никита Сергеевич, который, к слову сказать, также должен был приехать в Донецк, с Артемьевым. В последний момент дела задержали режиссера в Москве, но он прислал со своим другом видеообращение к жителям Донецка. «Я очень счастлив, что Артемьев, один из самых гениальных композиторов современности, приехал в ваш чудесный город, привез эту чудесную музыку, я счастлив, что вы, живущие в трудных условиях, стремитесь к прекрасному, к искусству, к музыке», — сказал Михалков. А также выразил уверенность в победе дела, за которое сражается Донецк: «Помните, Шукшин как-то сказал — счастлив тот, кто смел и прав». И пообещал, что точно приедет в Донецк с большой программой музыки из его кинофильмов.

Все чувства мира в одном зале

Донецк в День Победы: парад воюющей республикиПоследние пять лет в Донецке День Победы отмечают с удвоенным значением. Ведь через день, 11 мая - День республики. И снова по улице Артема и площади Ленина пойдут колонны. Но уже мирные, без оружия и боевой техники. ДНР будет показывать, что сделано, чего здесь добились еще за один год борьбы за свою независимость, честь и достоинство
Надо сказать, что исполнение оркестровой сюиты «Сибирский цирюльник» в Донецком Центре славянской культуры — это самая что ни на есть настоящая и громкая мировая премьера. Это было уникальное событие. Тот же Михалков, например, тоже не слышал, как он сказал, все эти вещи «в собранном виде». Донецку повезло — в заде звучали все 22 музыкальных произведения или, если угодно, темы саундтрека к фильму. Многие из них исполнены были вообще впервые. Солистка Донецкой филармонии заслуженная артистка Украины Анна Братусь волшебно спела в финале концерта песню Джейн, не вошедшую в фильм по техническим причинам.

Скажу честно — не приходилось до сих пор слышать ни такой мертвой тишины в зале во время концерта, ни грома, просто шквала, аплодисментов после него. Эдуарда Артемьева, вышедшего на сцену поприветствовать донецкую публику и музыкантов, встретили такой продолжительной и горячей овацией, что старый композитор просто прослезился. На следующий на пресс-конференции в Донецке, говоря о том, что сделали для его музыки дончане, он сказал: «Мне прислали в январе запись и приглашение. Я не мог поверить, что это было исполнено с таким энтузиазмом, нет, даже не энтузиазмом, а с любовью — это будет точное слово. Спасибо властям республики, что нашли возможность профинансировать это событие, концерт».

Знаете, очень редко сталкиваешься с той атмосферой взаимной приязни слушателей, исполнителей и автора, которая царила на премьере артемьевской сюиты в столице ДНР. Это случается, наверное, только когда искренность творения встречает чистоту помыслов и полную открытость восприятия. И, признаться, передать эту атмосферу словами очень и очень сложно. Тут в дело вступает некая метафизика, честное слово.

Тяжелая артиллерия русской культуры

И пару слов о роли премьеры и приезда таких выдающихся, вошедших давным-давно в историю российского и мирового искусства, людей, как Эдуард Николаевич Артемьев.

Помпезные и затрапезные истории из жизни Мирчи Луческу, величайшего тренера времен футбольной независимости УкраиныРовно 15 лет назад, 18 мая 2004 года, начался уникальный период в украинском футболе. Теперь он уже закончился. Да и в той глухой ситуации, в которой оказалась нынешняя Украина, футбол занимает далеко не самое важное место. Полтора десятка лет назад было все иначе: мирно, спортивно, интересно. К тому же в донецком «Шахтере» появился Мирча Луческу
Донбасс шаг шагом входит во всероссийское культурное поле, естественным образом возвращается к тому истоку, от которого его на протяжении целого века пытались оторвать вопреки здравому смыслу. Заметим, что в этом нет никакой донецкой исключительности — так же жестоко украинский национализм насиловал и насилует русские по истории, культуре и менталитету Харьков, Одессу, Киев, Херсон, Днепропетровск. Но так вот вышло, что Донбасс первый идет по этому, усеянному отнюдь не розами, пути.

Другим за ним, надеемся, идти по той же дороге будет легче. А в том, что это рано или поздно произойдет, нет сомнений. И помогает возвращению этому великая русская культура, великое русское искусство, великие русские люди. Тот факт, что вслед за прекрасными, но малоизвестными музыкантами в Донбасс начали ездить люди уровня сначала Юлии Чичериной, Олега Газманова и питерского ансамбля барокковой музыки «Солисты Екатерины Великой», а теперь вот и Артемьева, за которым ясно маячит и фигура Михалкова, говорит о том, что Русский мир в битве за будущее русской культуры в Донбассе подключает уже и тяжелую артиллерию. А она такого калибра и такого уровня воздействия и звучания, что не услышать слово русской правды не сможет никто в мире.

 

Рекомендуем