Хотя, конечно, о культуре говорить так не вполне пристало, но в крае, где с политикой связывается так или иначе все и культурный визит приобретает вид верительных грамот, это, пожалуй, позволительно. Особенно, когда речь заходит об одном из самых талантливых и успешных композиторов современности — Эдуарде Артемьеве.
Артемьев, Донецк, история
Кто такой Эдуард Артемьев? Это, несомненно, музыкальная душа уходящего века, это просто гениальный художник, который кроме всего прочего, как все настоящие художники, честен перед собой и открыт миру. Когда-то его имя означало целый пласт новаторской музыки, в том числе и электроакустической. Скажем, во Франции был Дидье Маруани, в Греции, Вангелис, а в СССР, России — Артемьев. Давно уже его фамилия стала символом электронной музыки и музыкального синтеза звука.
В 1990 году он основал «Российскую ассоциацию электроакустической музыки», проторив дорогу последователям из числа молодых талантов. В то же время Эдуард Николаевич удивительно классический композитор. Вдохновляясь звуками родной речи, русской природы, произведениями великих предшественников, Артемьев создал множество знаковых для России произведений. Недаром его мажорная, жизнеутверждающая и вместе с тем романтическая музыка была выбрана для открытия и закрытия Московской Олимпиады-80 и Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. А еще он написал музыку для 150 отечественных фильмов, из которых самые примечательные — для кинолент своего старинного друга Никиты Михалкова.
Михалков не приехал, но приедет — слово дал
«Впервые встретились мы с ним за обедом, который плавно перетек в ужин и так все 50 лет», — вспоминал когда-то Никита Сергеевич, который, к слову сказать, также должен был приехать в Донецк, с Артемьевым. В последний момент дела задержали режиссера в Москве, но он прислал со своим другом видеообращение к жителям Донецка. «Я очень счастлив, что Артемьев, один из самых гениальных композиторов современности, приехал в ваш чудесный город, привез эту чудесную музыку, я счастлив, что вы, живущие в трудных условиях, стремитесь к прекрасному, к искусству, к музыке», — сказал Михалков. А также выразил уверенность в победе дела, за которое сражается Донецк: «Помните, Шукшин как-то сказал — счастлив тот, кто смел и прав». И пообещал, что точно приедет в Донецк с большой программой музыки из его кинофильмов.
Все чувства мира в одном зале
Скажу честно — не приходилось до сих пор слышать ни такой мертвой тишины в зале во время концерта, ни грома, просто шквала, аплодисментов после него. Эдуарда Артемьева, вышедшего на сцену поприветствовать донецкую публику и музыкантов, встретили такой продолжительной и горячей овацией, что старый композитор просто прослезился. На следующий на пресс-конференции в Донецке, говоря о том, что сделали для его музыки дончане, он сказал: «Мне прислали в январе запись и приглашение. Я не мог поверить, что это было исполнено с таким энтузиазмом, нет, даже не энтузиазмом, а с любовью — это будет точное слово. Спасибо властям республики, что нашли возможность профинансировать это событие, концерт».
Знаете, очень редко сталкиваешься с той атмосферой взаимной приязни слушателей, исполнителей и автора, которая царила на премьере артемьевской сюиты в столице ДНР. Это случается, наверное, только когда искренность творения встречает чистоту помыслов и полную открытость восприятия. И, признаться, передать эту атмосферу словами очень и очень сложно. Тут в дело вступает некая метафизика, честное слово.
Тяжелая артиллерия русской культуры
И пару слов о роли премьеры и приезда таких выдающихся, вошедших давным-давно в историю российского и мирового искусства, людей, как Эдуард Николаевич Артемьев.
Другим за ним, надеемся, идти по той же дороге будет легче. А в том, что это рано или поздно произойдет, нет сомнений. И помогает возвращению этому великая русская культура, великое русское искусство, великие русские люди. Тот факт, что вслед за прекрасными, но малоизвестными музыкантами в Донбасс начали ездить люди уровня сначала Юлии Чичериной, Олега Газманова и питерского ансамбля барокковой музыки «Солисты Екатерины Великой», а теперь вот и Артемьева, за которым ясно маячит и фигура Михалкова, говорит о том, что Русский мир в битве за будущее русской культуры в Донбассе подключает уже и тяжелую артиллерию. А она такого калибра и такого уровня воздействия и звучания, что не услышать слово русской правды не сможет никто в мире.