Почетный патриарх «Православной церкви Украины» Филарет 15 мая заявил — томос об автокефалии, благодаря которому и появилась эта церковь, в шаге от уничтожения.
«Вы разрушаете то, что вы создали. Разрушаете то, что привело к предоставлению томоса. Потому что если бы не было Киевского патриархата, никакого бы томоса не было. Теперь вы говорите, что нам нужно признание других церквей, и поэтому нам надо уничтожить Киевский патриархат, чтобы нас признали другие церкви, но это неправда», — заявил Филарет, обращаясь к Епифанию — главе «ПЦУ».
Ранее тот заявил, что «Киевский патриархат», на базе которого и создали «Православную церковь Украины», нужно распустить. Ведь иначе у Украины отберут томос.
«В условиях после объединения и получения томоса идея «Киевского патриархата» в том виде, каким он был до Собора, которая в свое время дала жизнь, дыхание, может эту жизнь и забрать, расколоть поместную церковь. Сегодня возврат к предыдущей структуре «Киевского патриархата» означает возврат назад, в изоляцию, потерю томоса и всех достижений церковной независимости», — заявил Епифаний.
В общем, томос — документ, с которым действующий президент Украины Петр Порошенко устраивал своеобразные «гастроли» по Украине, оказался в шаге от превращения в простую бумагу, которой грош цена.
Варфоломеева и Филаретова жадность
Одной из «мин», заложенных под томос с самого момента его составления, — переподчинение заграничных приходов «Киевского патриархата» Константинопольскому патриархату. Взамен же киевские раскольники не получили ровным счетом ничего. Новосозданную «Православную церковь Украины» никто не признает. На это среди прочего и жаловался Филарет 15 мая.
«Никто из церквей не признает не только Киевский патриархат, но и Украинскую православную церковь (речь о ПЦУ. — Ред.)… Молитвенного общения с УПЦ не имеет ни Греческая церковь, ни Иерусалимская церковь, ни Александрийская церковь, я уже не говорю о Сербской. И пока что мы не видим путей, которые бы привели к признанию», — заявил Филарет.
При этом он заявил, что его церковь не получила того, что ожидала. Особенно огорчило Филарета то, что новосозданная церковь — это всего лишь митрополия в составе Вселенского патриархата.
«Наша задача — сберечь Киевский патриархат. Но только на Украине пока что… Для внешнего мира мы сегодня признанная Вселенским патриархом Киевская митрополия. Но мы не удовлетворены этим. Для нас цель — признание Киевского патриархата… Сегодня она внешне Киевская митрополия, а внутри — Киевский патриархат… 30 лет боролись за создание Киевского патриархата, а теперь хотим отказаться. Поэтому будущее за Киевским патриархатом в Украине. Потому что этого требует существование независимой украинской державы», — заявил Филарет на своей пресс-конференции в среду.
В общем, косвенно Филарет признал: автокефалии как таковой нет, новосозданную украинскую церковь все рассматривают как часть Вселенского патриархата, но и в этом случае ее не признают.
При этом свои обязательства нарушили не только греки.
Пригрел змею на груди
Помимо томоса и сохранения «Киевского патриархата» одним из основных мотивов пресс-конференции Филарета была обида. Эта обида связана с ближайшим человеком, верным учеником, как думал Филарет.
«Если бы я знал то, что происходит, я бы его кандидатуру не выдвигал бы. Я доверял ему, что он будет идти прямой дорогой, а не пойдет кривыми дорогами <…> Если бы я за него не боролся на Соборе, то он бы не был предстоятелем», — жаловался он на главу «ПЦУ» Епифания.
Филарет рассказал, что Епифаний якобы не выполняет взятых на себя обязательств, пытаясь узурпировать власть в церкви, повторив фактически свое обращение, ранее обнародованное в Facebook.
«Нужно выполнять те договоренности, которые были достигнуты перед собором в присутствии президента Петра Порошенко и с архиереями. Это значит, что предстоятель несет ответственность за внешнее представительство церкви, а патриарх отвечает за внутреннюю церковную жизнь на Украине, но в сотрудничестве с предстоятелем. Предстоятель ничего не делает внутри церкви без согласия патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях Священного синода и на соборах церкви ради сохранения единства, ее роста и утверждения», — говорилось в том обращении.
И в своем обращении, и журналистам Филарет жаловался на Епифания.
«Митрополит Епифаний не только не сотрудничает с патриархом Филаретом, как обещал, но даже не встречается и не звонит, за исключением нескольких раз. На словах перед духовенством и журналистами говорит о единстве и сотрудничестве, а делает все противоположное. Пугает отзывом томоса, а сам делает все, чтобы это произошло», — указывал Филарет еще до пресс-конференции.
На последней он «проехался» не только по Епифанию. Критики Филарета удостоился и президент Украины. Заодно глава «Киевского патриархата» поблагодарил его сменщика на посту.
«Зеленский сказал мне, что он не будет вмешиваться в церковные дела, церковь отделена от государства. Но он будет способствовать нормальному развитию церковной жизни. Что касается Порошенко, Порошенко обещал одно, а делает другое <…> Порошенко отступил от обещанных договоренностей и фактически дал согласие на ликвидацию Киевского патриархата», — подчеркнул Филарет.
В общем, пресс-конференция выдалась разгромной. И для Епифания, и для Порошенко, и для самой идеи автокефалии. Филарет продемонстрировал — томос, с которым действующий президент устраивал туры по стране, — ничего не значащая бумажка, а новосозданная «ПЦУ» оказалась симулякром — знаком без означаемого, пустышкой.
Остается надеяться, что подобная участь не постигнет безвиз — единственное достижение Порошенко на посту президента, да и то полученное благодаря в том числе и кропотливой многолетней работе команды его предшественника на президентском посту.