Украина без колес

Автопром деиндустриализованной страны демонстрирует рекордные темпы падения
Подписывайтесь на Ukraina.ru

В Украине рекордными темпами растут цены на лук и капусту, и так же рекордно падает производство автомобилей. Согласно свежим данным «Укравтопрома», производство легковых автомобилей рухнуло в апреле сразу на 87% по отношению к данным прошлого года. В стране, которая когда-то выпускала десятки тысяч единиц «Запорожцев», произвели всего 79 авто, причем все они были изготовлены на заводе «Еврокар», где собирают машины иностранной марки Skoda.

Бывший всесоюзный автогигант, Запорожский автомобилестроительный завод произвел в 2018 году один автомобиль, а сейчас начал процесс распродажи имущества, о чем сообщили на днях на сайте Центральной товарной биржи. В рамках назначенной по решению суда санации менеджмент ЗАЗа выставил на аукцион сразу двадцать два базовых для завода объекта — инструментальный и машиностроительный цеха, эстакады, котельные, административно-бытовой корпус, — рассчитывая выручить за них не слишком большую сумму в 419,3 миллиона гривен. И хотя на предприятии обещают сохранить рабочие места, вполне очевидно, что в ближайшем обозримом будущем на нем больше не выпустят никаких украинских автомобилей.

Луковый шок: в Украине рекордно подорожали овощиОбыкновенная луковица стоит в черноземной стране дороже некоторых тропических фруктов

В свою очередь, объемы производства тяжелого транспорта обрушились за год на 83%. Говоря проще, за весь апрель в Украине также произвели всего один грузовик, который со временем может стать раритетом для автомобильных коллекционеров. Пикантность ситуации состоит в том, что Петр Порошенко неоднократно докладывал в апреле о блестящей автомобильной перемоге, рассказывая, что он обеспечил армию тяжелыми машинами КрАЗ, которые даже поставляются на экспорт в вооруженные силы других государств.

На деле же новая модификация КрАЗ-7634НЕ, на которую делало ставку руководство завода, пока приносит заводу не прибыли, а проблемы. Как стало известно в начале года, одна из таких машин с установленной на ней радиолокационной станцией не смогла самостоятельно добраться до полигона из-за поломок. Причем эксперты связывают эти неприятности с хроническим недофинансированием конструкторских разработок, которое является следствием политики экономии на собственном производстве.  

Как результат, государственный оборонный заказ Кременчугского автомобильного завода сократился в прошлом году до 100 единиц, а в 2019-м и вовсе сошел на нет. Что же касается гражданского сектора, грузовые КрАЗы безнадежно проигрывают здесь по цене и качеству импортным конкурентам — прежде всего Ford Trucks, МАЗ, Scania, MAN и Volvo Trucks. При этом на предприятии до сих пор не выпускают собственные кабины, оснащая свои грузовики кабинами китайской фирмы Qixing, французского Renault или того же белорусского МАЗа. Конечно, эти проблемы существовали и до Евромайдана, однако вплоть до 2014 года КрАЗ стабильно экспортировал свои автомобили в Россию. А после этого безнадежно потерял этот ключевой для предприятия, критически важный для себя рынок сбыта.  

Освоить другие, альтернативные, рынки так и не удалось. Страны НАТО не проявляют интереса к постсоветской военной технике, и даже Исламская республика Иран, которая приценивалась к ЗСУ на базе КрАЗ-6322, не спешит закупать украинские разработки. «Впервые показанная в 2016 году, эта ЗСУ прошла разнообразные испытания, но до сих пор не принята на вооружение. Как считают военные эксперты, машина получилась слишком высокой и неустойчивой, что может привести к нежелательным последствиям во время маршей по пересеченной местности. Поэтому неудивительно, что иранское командование достаточно холодно отнеслось к этой разработке», — пишет эксперт Алексей Моисеев.

Стагнация охватила даже наиболее рентабельное в стране производство автобусов. В апреле в стране было выпущено 59 таких машин, что всего на пять штук больше, чем в апреле прошлого года. Согласно сообщениям «Укравтопрома», текущих заказов катастрофически мало, и украинские производители автобусов рискуют повторить печальную судьбу легендарного Львовского автобусного завода, работавшего с 21 мая 1945 года и производившего самую известную марку автобусов в бывшем СССР, которую и сегодня можно видеть в популярных отечественных кинолентах. Тогда на ЛАЗе произвели рекордное для огромной страны количество автобусов — 365 тысяч экземпляров. А сейчас его заброшенные цеха снесены бульдозерами под коммерческую застройку.

Принадлежащие ЛАЗу цеха были выставлены за долги на продажу три года назад и ушли с молотка на металлолом, как это, очевидно, случится теперь и в Запорожье. Хотя именно здесь изготавливали специализированные «космические» автобусы, которые обслуживали Центр подготовки космонавтов имени Гагарина и космодром Байконур. ЛАЗ пережил девяностые и выпускал машины для европейского чемпионата по футболу, и еще в 2013 году завод, который тогда можно было спасти, обещал представить линейку новых «автобусов будущего». Но после Евромайдана будущего у него так и не оказалось.

Причины уничтожения украинского автопрома вполне очевидны. В деиндустриализованной «аграрной сверхдержаве» нет места не только для космических ракет, которые делали на остановившихся заводах Днепропетровска, но и для автомобилей собственной сборки. Украина превращена в рынок сбыта для иностранных автомобилей. Продукция ведущих мировых автоконцернов конкурирует здесь с полулегально завезенными «евробляхами», не оставляя никаких шансов на возрождение доступных и популярных народных марок, вроде «Таврии» и «Волыни». А рынок России наглухо закрыт в силу политической конъюнктуры, хотя, как показал опыт, это работает исключительно против экономических интересов украинских заводов.   

«К сожалению, следует констатировать, что в Украине нет не только внутреннего рынка сбыта, достаточного для существования собственного автопроизводства, закрыт также единственный до недавнего времени внешний рынок — Российская Федерация», — говорит об этом председатель наблюдательного совета «Еврокара» Олег Боярин.  

Увы, но Украина обречена остаться без собственных колес, теряя и без того немногочисленные места и обеспечивая прибылью монстров иностранного автопрома. Вот только лук и капуста «аграрной сверхдержавы» все равно останутся при этом самыми дорогими в Европе, указывая на всеобъемлющий и системный характер социально-экономической деградации. Такова цена за отказ от экономической независимости, которую разменяли пять лет назад на разговоры о достоинстве, патриотизме и красивые стеклянные бусы иностранных кредитов.

Рекомендуем