При этом Савченко требовала услышать народ и назначить инаугурацию новоизбранного президента на 19, максимум 20 мая.
Вообще, то, что в стране происходит что-то не то, легко понять просто по ходу согласительного совета Верховной Рады. Согласительные советы, как правило, протекают в несколько нервозной обстановке. Поскольку они публичные, то лидеры фракций имеют обыкновение заниматься на них самопиаром. А уж в нынешней странной ситуации – сам бог велел.
Спикер Парубий, в отличие от Савченко, считает наиболее актуальными задачами отклонение постановлений, блокирующих подписание языкового закона, принятие ряда законов по вопросам ТЭК, образования и реформы парламента, а также переименование населённых пунктов, назначение выборов в местных общинах и ратификацию межгосударственных соглашений. Тема инаугурации, по его мнению, не актуальная, а те, кто требует её провести, «дискредитируют украинский парламент».
Лидер фракции Блока Петра Порошенко Артур Герасимов поддержал спикера в вопросе немедленного назначения сроков инаугурации. При этом он обратил внимание на два момента:
— парламент никому ничего не должен. Поэтому когда Зеленский обращается к Раде с требованием назначить дату инаугурации, то он ведёт себя как Путин («это только у нашего северного соседа говорят, что парламент обязан, а он не обязан делать»);
— Порошенко сдаёт страну в значительно лучшем состоянии, чем принял в 2014 году, — у нас теперь есть армия, мировая коалиция, безвиз и ЕС.
Так что Зеленский должен на коленях Раду упрашивать, чтобы та дала ему побыть президентом.
Ну а задачи: разблокирование языкового закона, ТЭК, реформа парламента и разная мелочёвка.
Лидер фракции «Народного фронта» Максим Бурбак также коснулся темы инаугурации. 19 мая недопустимо, потому что «большевистский режим, наследниками которого является сегодняшняя кремлевская власть и лично Путин, репрессировали миллионы украинцев», а «новый президент Владимир Зеленский должен принять присягу главы государства в торжественной обстановке, для этого подойдет и другой день».
Действительно же важные для нации вопросы — разблокирование языкового закона и 16 мая всем прийти в вышиванках.
Какое отношение к инаугурации президента Зеленского имеет "большевистский режим" репрессии миллионов украинцев (видимо в 30-ые годы прошлого сстолетя), Бурбак, конечно, демогагически не объяснил.
Олег Березюк от «Самопомощи» очень переживает за палатку, которую пытается снести в Харькове Геннадий Кернес (это, наверное, львовская палатка…) и хочет отменить депутатскую неприкосновенность. А ещё он за досрочные выборы по новой избирательной системе.
Юлия Тимошенко тоже не считает, что дата важна. Важно другое.
Во-первых, «нам нужно начать дискуссии о создании новой коалиции в парламенте и создания нового правительства Украины с совершенно новой стратегией и тактикой управления страной» (мы даже догадываемся, кто должен возглавить это правительство…).
Во-вторых, уже генеральный прокурор и премьер-министр готовы сотрудничать с Зеленским, «ещё немножечко — и президент Порошенко заявит, что он также готов сотрудничать, только ему надо ещё немного поработать на этой должности». Юлия Владимировна отставать не хочет и тоже готова к сотрудничеству. В качестве вступительного взноса она советует новому президенту «создать национальную комиссию расследования уголовных коррупционных преступлений старой власти».
В общем, Тимошенко как всегда за посадки и тюремную скамью для Порошенко и его окружения. Тут, конечно, не до сроков инаугурации…
От «Оппозиционного блока» выступал Вадим Новинский, который считает, что стране пора выходить из выборов и определить наконец-то дату инаугурации. Кроме того, срочно нужно принять закон об оппозиции и избирательный кодекс, а также рассмотреть постановление, блокирующее языковый закон. Относительно последнего он напомнил, что «Пётр Порошенко, для которого вопрос языка был элементом предвыборной кампании, выборы проиграл, и у вас нет никаких оснований продолжать играть в предложенные им опасные игры».
Олег Ляшко предлагает, пользуясь отсутствием Порошенко, срочно принять: блок законов о политической ответственности (импичмент и т.д.), изменения в бюджет (с целью снизить тарифы), изменения в Конституцию, исключающие продажу земли (проектом Ляшко предлагается прописать особый статус фермерских хозяйств).
Виталий Хомутынник от «Возрождения»: нужно срочно принять любую согласованную с президентом Зеленским дату инаугурации.
Евгений Рыбчинский от «Воли народа» хочет любой, как можно более близкой даты инаугурации, чтобы «в новом парламенте его (Зеленского. — Ред.) не ожидали новые неприятные сюрпризы в виде неприкосновенного Медведчука и новой многочисленной фракции предателей-путинофилов»; принятия закона о языке и закона об основах административно-территориального устройства Украины.
Итак, что мы видим в итоге?
В итоге мы видим, что парламент ставит перед собой наполеоновские планы по навязыванию президенту собственной повестки дня (закон о языке Рада ему уже навязала).
Сроки инаугурации собираются согласовывать с президентом аж три фракции, а поддержать их могут ещё три. В сумме это 147 депутатов из необходимых 226.
Зеленский же никаких мер по подчинению себе Рады не предпринимает, хотя на согласительный совет должна была прийти не Савченко, а он сам. Желательно с несколькими тысячами человек в группе поддержки. И говорить с позиции президента, поддержанного большинством избирателей. Но Зеленский себя, похоже, президентом большинства не чувствует.
Что касается руководителей фракций Рады и самого спикера, то они тоже, похоже, согласны в этом чувстве с Зеленским. Они не видят в нем главу своего государства. Вот такой парламент и такой у Украины президент.