Советник президента США Рудольф Джулиани, бывший в 1994-2001 годах мэром Нью-Йорка и до сих пор остающийся топовым политиком в стране, отказался ехать на встречу с новым президентом Украины Владимиром Зеленским, на которую собрался днем ранее.
«Есть большой страх, что новый президент будет окружен, в буквальном смысле, врагами президента (Дональда Трампа. — Авт.), которые были замешаны в этом (скандале в ходе выборов Трампа в 2016 году. — Авт.), и людьми, которые связаны с другими активно действовавшими (по делу о скандале. — Авт.) демократами», — пояснил 11 мая Джулиани в новостной программе Fox News @ Night на телеканале Fox News.
Джулиани также назвал фамилию одного из упомянутых им «врагов президента» Дональда Трампа — это народный депутат Верховной Рады от «Блока Петра Порошенко» (ныне внефракционный) Сергей Лещенко. В свою очередь, Лещенко сразу же начал оправдываться, заявив 12 мая в интервью изданию «Страна», что является жертвой клеветы со стороны генерального прокурора Юрия Луценко: «Вводя в заблуждение Джулиани, Луценко наплел ему кучу фейков, которые тот озвучил в эфире Фокс. О том, что я осужден за вмешательства в выборы в США».
Предвыборный президентский расклад
О чем речь? Подробно об этом скандале, связанном с вмешательством в президентские выборы в США, я писал на Украине.ру 11 января. Вкратце — глава Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник и Лещенко «слили» в августе 2016 года The New York Times фрагменты из «амбарной книги Партии регионов», где шла речь о получении денег от Виктора Януковича (незадекларированных в Штатах) тогдашним советником украинского президента, а в 2016 году главой штаба кандидата в президенты от Республиканской партии Дональда Трампа — Полом Манафортом. Этот скандал привел сейчас Манафорта в тюрьму, а три года назад едва не стоил Трампу поражения в президентской гонке.
После того как специальный прокурор Роберт Мюллер представил 22 марта 2019 года основные выводы доклада о возможных связях Трампа с Россией (напомню, доказать таковых не удалось), республиканцы впервые с 2016 года перешли в контрнаступление на пытавшихся «утопить» Трампа (вплоть до угрозы импичмента) демократов. Тем более что 25 апреля о выдвижении в президенты заявил демократ Джозеф Байден, бывший вице-президент при Бараке Обаме в 2009-2016 годах.
Байден — наиболее серьезный противник, которого можно было найти для Трампа. Во-первых, в отличие от очень популярных в кругах левой интеллигенции сенаторов Бернарда Сандерса и Элизабет Уоррен, на него не наклеишь ярлыка «социалиста» и радикала, он абсолютно системен и является видным представителем американского истеблишмента. Во-вторых, именно Байден популярен среди «синих воротничков», простых американских работяг, которые в 2016 году перешли от демократов (традиционно работающих с этим электоратом) на сторону Дональда Трампа и обеспечили победу кандидату от Республиканской партии, обещавшему вернуть промышленное производство, вынесенное в страны третьего мира, обратно в Штаты и создать миллионы новых рабочих мест в глубинке.
В 2016-м Байден после долгих колебаний отказался от номинации на праймериз, скорее всего, чтобы дать выступить (и в конечном итоге проиграть) Берни Сандерсу и Хиллари Клинтон. Сегодня на поле демократов нет сильных игроков, исключая «молодых перспективных кандидатов» вроде Бето О'Рурка из Техаса, и дорога в Белый дом для Байдена открыта. По данным социологического опроса, оперативно проведенного 25-26 апреля изданием The Hill (освещающим жизнь Капитолийского холма в Вашингтоне), за Байдена на выборах президента готовы проголосовать 43% респондентов против 37% у Трампа, так что победа, считай, у Байдена уже в кармане.
Однако «украинский след» дает возможность республиканцам нокаутировать Байдена еще на стадии выдвижения, именно поэтому 10 мая Джулиани, один из самых близких соратников Дональда Трампа, и собрался в Киев.
Украинский компромат на Джо Байдена
О чем идет речь? Во-первых, именно Байден курировал Украину в период всего президентства Обамы, практически в духе «белого господина» во время колониального владычества. Всем памятен, например, эпизод, когда 22 апреля 2014 года Байден общался с депутатами Верховной Рады, сидя в парламенте во главе стола (хотя речь формально и не шла о столе, за которым собираются члены правительства, или о месте президента).
Байден позже не скрывал, что разговаривал с властями Украины языком жестких ультиматумов, обусловливая получение необходимой Киеву финансовой помощи от Штатов важными кадровыми перестановками. Так что, если бы удалось доказать, что «слив» информации против Манафорта и Трампа от НАБУ и Лещенко произошел под давлением или хотя бы с ведома Байдена, на политической карьере последнего можно было бы сразу поставить крест.
Во-вторых, есть и другое громкое украинское дело, которое также может «утопить» разом Байдена. О нем в интервью «Стране» также упомянул Лещенко 12 мая: «ФБР знает мои контакты не один год, мы неоднократно встречались, в том числе по «черной бухгалтерии», и никаких попыток выйти на контакт с их стороны сейчас нет. Если будет такая необходимость — я открыт к таким встречам и не собираюсь ничего скрывать по поводу как «черной бухгалтерии» Партии регионов и Бурисмы».
Вскоре после нашумевшего апрельского визита Байдена в Киев, 13 мая 2014 года, стало известно, что сын вице-президента США, адвокат Хайден Байден, вошел в совет директоров крупной украинской газодобывающей компании Burisma Holdings (причем с уточнением на сайте компании, что назначен еще в апреле), сразу же возглавив юридический блок и международные контакты холдинга. «Хантер Байден не имел никакого опыта работы на Украине, — отметил по этому поводу авторитетный консервативный публицист-республиканец Питер Швайцер, опубликовавший в 2018 году книгу-расследование «Тайная империя: Как американский политический класс скрывает коррупцию и обогащает семью и друзей». — У него не было никакого опыта в энергетике. Тому, что он получил место в этой энергетической компании, нет законного объяснения. Объяснить это можно лишь тем, что его отец отвечал за предоставление денег Украине».
Классический пример коррупции в странах третьего мира: чиновник распределяет финансовую помощь из Вашингтона, а его родного человечка (дочь, сына, жену, кума, свата) туземцы устраивают в благодарность за это на очень доходную должность (зарплата Хантера Байдена составляла более 50 тыс. долл. в месяц). По сути это легальная (ибо законы Штатов это не запрещают) форма взятки, классический конфликт интересов.
«Байден и Арчер (его деловой партнер по юридической сфере, также представитель демократического истеблишмента и также вошедший в совет директоров Burisma Holdings. — Авт.) вели деловые отношения с международными организациями, которые были заинтересованы в американских внешнеполитических решениях, иногда в странах, где связи подразумевали политическое влияние и защиту… Хантер Байден и его американские деловые партнеры были частью широких усилий Бурисмы по привлечению демократов с хорошими связями в период, когда компания сталкивалась с расследованиями, поддерживаемыми не только украинскими силами, но и чиновниками в администрации Обамы. По словам бывших чиновников, работа Хантера Байдена в Бурисме вызывала обеспокоенность у чиновников Госдепартамента в то время, когда эта связь могла осложнить дипломатию вице-президента Байдена в Украине», — отмечается в статье, опубликованной 1 мая в The New York Times.
Причем это была дача взятки в очень приличных размерах. «Банковские записи в США показывают, что американская фирма Хантера Байдена Rosemont Seneca Partners LLC получала регулярные переводы на один из своих счетов — обычно более 166 тыс. долл. в месяц — от Burisma с весны 2014 года по осень 2015 года. В период, когда вице-президент Байден был главным американским чиновником, занимающимся Украиной и её напряжёнными отношениями с Россией», — отмечается в статье журналиста Джона Соломона, опубликованной 1 апреля 2019 года в The Hill.
Суммарно выходит около 3 млн долл. Аналогичная цифра называется и в упомянутой выше статье в The New York Times: «Работа Хантера Байдена в Украине, похоже, хорошо компенсирована. Burisma выплатила 3,4 млн долларов компании Rosemont Seneca Bohai LLC с середины апреля 2014 года, когда Хантер Байден и Арчер вошли в совет директоров, до конца 2015 года, согласно финансовым данным, предоставленным заместителем прокурора Украины. Платежи продолжались после этого, по словам людей, знакомых с соглашением». Конечно, это не 60 млн долл., полученных в свое время Манафортом от Януковича (и скрытых от налогообложения), но тоже немало.
Покинул свою должность Хантер Байден только в прошлом месяце, апреле 2019 года, по странной случайности синхронно с поражением Петра Порошенко (которого курировал в 2014-2016 годах его отец) и выдвижением Байдена-старшего в президенты.
И вот совсем нехороший эпизод из той же статьи в The New York Times: «Когда Шокин стал генеральным прокурором в феврале 2015 года, он унаследовал несколько расследований в отношении компании Злочевского (владельца Burisma Holdings. — Авт.), в том числе по подозрению в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Шокин также начал расследование в отношении предоставления выгодных лицензий на газ компаниям, принадлежащим Злочевскому, когда он возглавлял Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Злочевский и Burisma всегда энергично оспаривали обвинения против них».
Напомню, что 23 января 2018 года Байден-старший очень опрометчиво похвастался в Совете по международным делам, что добился увольнения 3 апреля 2016 года Виктора Шокина с поста генерального прокурора Украины, поставив это условием для получения одного миллиарда долларов помощи от Штатов. И вот теперь становится понятным, почему Байден хотел удалить Шокина из Генпрокуратуры.
10 мая Трамп заявил в интервью изданию Politico, что «считает вполне уместным» обратиться к генеральному прокурору США по поводу расследования деятельности Байдена-младшего на Украине. В тот же день Джулиани засобирался в Киев. И понятно зачем. Если все это как следует документировать на месте, то Байдену грозит не то что позорный вылет с выборов, а может быть, и уголовное преследование за использование служебных полномочий в целях обогащения своей семьи.
В Киеве напряглись
И вот теперь стало ясно — предстоит масштабная битва политических тяжеловесов США. По сути в лобовой схватке сойдется весь республиканский и демократический истеблишмент страны. И ареной этой битвы или во всяком случае один из главных боев будет в Украине. Поэтому в Киеве откровенно испугались оказаться между двумя воюющими сторонами.
«Человек, близкий к Зеленскому, говорил на условиях анонимности из-за деликатности вопроса, что команда избранного президента рассматривает интерес Трампа к расследованиям как внутреннее дело США и твердо намерена не отвлекать его от своей повестки дня. «Это определенно не наша война, — сказал человек, близкий к Зеленскому. — Мы должны держаться от этого как можно дальше», — процитировала 11 мая газета The Washington Post.
Другое дело, позволят ли в США Зеленскому остаться в стороне от этой схватки?