Проект одновременно претендовал на эпохальность и пасторальность. Была показана история Тавриды с доисторических времен. Естественно, начиная с киммерийцев, которые пришли ниоткуда и ушли в никуда, но оставили богатое пространство для реконструкций их костюмов и обычаев. Этих кочевников, как известно, сменили скифы, позже потесненные сарматами.
«Эта выставка — как пестрый стратиграфический разрез грунта, в котором культурные слои разных времен сменяют один другого», — пишут в пояснении к выставке ее организаторы. Вот так — просто меняют. Как на восточном базаре, где дирхемы переходят в карманы продавцов, а дыни — в корзины покупателей.
«Каждая волна кочевников, которая приходила из Евразийской степи, каждая одиссея средиземноморских мореплавателей непременно оставляли здесь следы собственной культуры».
Хорошее слово — «культура». От нее веет чем-то декоративным, песенным и ароматным. Незлобивым, гостеприимным и домашним. Прямо-таки не полуостров, а Дворец культуры и Всесоюзная здравница! Ан нет — про ДК и здравницы ни слова. Зато много иллюстраций мифов и легенд, связанных со стычками оседлых и пришлых. Одних греческих комиксов штук десять, в том числе про то, как братья-близнецы Ираклий и Константин полюбили одну и ту же принцессу, а она… Впрочем, не так интересно, что и как она, как то, что в англоязычном тексте созвучное грузинскому уху Ираклий написано как Hercules — т.е. Геркулес. И так почти везде — чуть не так переведено, чуть не так досказано.
Надо учесть, что первый поход монголо-татарского войска в Крым состоялся в том же году, что и бесславная для русичей битва на Калке — в 1223 году, тогда же им была взята Сугдея (Судак). А уже в 1237 году семь монголо-татарских родов во главе со своими беями отделились от главных монголо-татарских войск и двинулись в степи Крыма. Это была южная ветвь Золотой Орды.
Особо хотелось бы отметить презентацию Кефе-Кафы-Феодосии в рамках проекта. Город, вне всякого сомнения, игравший значительную роль ввиду своего географического расположения и не только. Например, в нем жил великий маринист XIX века Иван Айвазовский, меценат, подаривший городу в числе прочего водопровод, железную дорогу и собрание собственных полотен. Некоторые из его картин были включены в общую экспозицию «Удивительных историй Крыма» для демонстрации морских видов второй половины XIX века в качестве иллюстрации времен гораздо более ранних. Что тоже дезориентировало посетителя Мыстецького арсенала. Ведь был Иван Константинович подданным Российской империи, пришедшей в Крым в результате очередной победы в русско-турецкой войне. А чем же была Феодосия до того — в эпоху господства там Османской империи? Она была не только центром Кефийской провинции, «Малым Стамбулом», вторым после Стамбула городом на побережье «турецкого озера» (как звали Черное море в то время). Но была Кафа и самым большим невольничьим рынком! Откуда же черпали работорговцы «человеческие ресурсы»? Да из земель на север от Тавриды — рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве, в Киевской Руси, на Северном Кавказе, продавались преимущественно в мусульманские страны Передней Азии, но не гнушались «живым товаром» и истинные католики — владельцы гребных судов Средиземноморья.
Выставка закончилась, и уже определенно можно сказать, что ни Ливадийскому, ни Алупкинскому дворцам в ней места не нашлось. Хотя какие по-своему удивительные истории с ними были связаны! Но устроители арт-выставочного пространства, находящегося в управлении Администрации президента Украины, видимо, решили не рисковать: скажешь А — придется говорить Б. Потом и про графа Михаила Воронцова придется упомянуть, а был он в ту пору генерал-губернатором Новороссийского (!) края. С детским лагерем «Артек» и вовсе украинскому краеведу теперь непонятно — то ли он теперь находится в киевской Пуще-Водице, то ли в карпатском Буковеле. А тот настоящий, что по-прежнему в Крыму, — это еще одна удивительная история, которой места в проекте тоже не нашлось. И это уже давно не удивительно.