«Таймер»: Роспуск Верховной Рады: быть, не быть, и кому это вообще надо?

В украинских СМИ всерьёз обсуждается возможность того, что Верховная Рада нынешнего созыва прекратит свою работу до официального истечения срока своих полномочий. Произойти это должно предстоящей осенью, и именно тогда, по идее, нас и ждут очередные парламентские выборы
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Украинское досье: Верховная Рада не рада, или Почему Порошенко сменили на ЗеленскогоНовому президенту Украины Владимиру Зеленскому необходимо распустить Верховную Раду, но вряд ли в этом заинтересованы все другие политические игроки, которым сильный президент, способный выполнить пожелания своих избирателей, совершенно не нужен. Так считают эксперты, обсуждавшие победу Зеленского в рамках "Украинского досье"
О вероятности такого события заявлял, в частности, победивший на президентских выборах Владимир Зеленский, назвавший подобный сценарий «выгодным» для себя и своей команды.

Логику Зеленского понять можно. День голосования во втором туре президентских выборов и последующие дни были моментом его величайшего триумфа: ни один президент до него не приходил к финишу избирательной гонки с 75% голосов избирателей.

Однако (и это ясно в том числе самому Зеленскому и его команде) долго подобная всенародная любовь не продлится. 75% за Зеленского — это скорее 75% против Порошенко. И далеко не факт, что все эти люди пойдут голосовать за партию Зеленского (пока, к слову, весьма гипотетическую) на парламентских выборах.

Вокруг фигуры Владимира Зеленского в качестве протеста против Порошенко сплотились очень разные люди, зачастую противоположных политических взглядов.

Произошло это в основном потому, что сам Зеленский на момент голосования во втором туре фактически не имел собственного политического лица, а значит, не имел и черт, которые могут оттолкнуть от него избирателя.

Однако теперь, когда выборы выиграны, Зеленскому, хочет он того или нет, придётся обрести это лицо. И значительной части избирателей оно, скорее всего, не понравится.

Кроме того, многие избиратели будут разочарованы невыполнением новым президентом своих обещаний — а точнее, тех обещаний, которые они сами связали с его образом.

При этом следует учитывать, что лишь половина из тех, кто голосовал за Зеленского, согласны ждать «покращення» хотя бы полгода — то есть до парламентских выборов.

Есть и ещё один риск. Сегодня в парламенте активно обсуждают подготовленный «Самопомичью» законопроект, который в случае принятия фактически превратит Зеленского на своём посту в «английскую королеву», ограничив его конституционные полномочия надёжным забором из нормативных оговорок.

Гражданам этот закон пока не показывают, однако в кулуарах Верховной Рады о нём говорят довольно активно. К примеру, президента предлагают лишить права назначать главу комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг — той самой, которая устанавливает тарифы.

Также главу государства фактически лишат возможности влиять на назначение премьер-министра: он лишь будет автоматически озвучивать кандидатуру, которую подаст ему парламентская коалиция.

Также у главы государства отберут контроль над СБУ и Генштабом, лишат права назначать глав НАБУ и Государственного бюро расследований… А что, позвольте, у него вообще останется? Разве что Министерство иностранных дел…

Все эти соображения буквально подталкивают команду Зеленского к тому, чтобы провести выборы как можно скорее — пока не развеялось очарование образа Зеленского, созданное во время президентской кампании. Но реально ли реализовать такой сценарий? Вопрос спорный.

По Конституции Украины, Верховную Раду нельзя распустить, если до истечения срока её полномочий осталось меньше полугода. 5 лет полномочий действующей Верховной Рады истекают 27 октября 2019-го. Полгода до этого момента начинаются, соответственно, 27 мая.

То есть, если Владимир Зеленский не подпишет указ о роспуске до этой даты, то он не сможет подписать его вовсе. Но дело в том, что новоизбранный президент, что вполне вероятно, до 27 мая вообще не сможет ещё ничего подписывать, так как не вступит ещё в должность.

Всё дело — в сроках объявления результатов выборов и процедуре назначения даты инаугурации нового президента.

В ЦИК пообещали официально назвать победителя выборов 30 апреля. Зеленский, к слову, уже обвинил Центризбирком в сознательном затягивании объявления результатов — как раз именно с тем, чтобы лишить его даже гипотетической возможности распустить парламент.

Обвинения Зеленского звучат обоснованно. Действительно, не вполне понятно, для чего тянуть с объявлением результатов аж до 30 апреля, если подсчёт голосов завершился ещё 23-го? Оправдания ЦИК о том, что, мол, надо подождать, не захочет ли кто подать в суд звучат не слишком убедительно, ведь единственный конкурент Зеленского, Пётр Порошенко, своё поражение уже признал.

Ну а рассказы о том, что объявлением результатов не хотят мешать гражданам Украины праздновать Пасху смотрятся и вовсе цинично.

В ЦИК, правда, возражают: дескать, действуют они строго в рамках закона. И это тоже правда: на объявление результатов у Центризбиркома по закону есть 10 дней, истекающие 1 мая, то есть, в законные сроки ЦИК укладывается. Однако это манёвры уже, что называется, на грани фола.

Дальше слово будет за Верховной Радой, которая должна назначить дату инаугурации президента в пределах 30 дней с момента объявления результатов выборов.

Если предположить, что парламент в досрочном роспуске не заинтересован, то депутаты, опять-таки, имеют полное законное право назначить инаугурацию, скажем, на 28 мая, получив таким образом гарантию от преждевременного окончания своих полномочий.

Хотя есть мнение, что на самом деле и после 27 мая у Зеленского будет право подписать указ о роспуске Рады. И мнение это высказал не кто-то, а Павел Вовк — председатель Окружного административного суда Киева.

Того самого суда, который будет иметь ключевое значение при разрешении всех возможных споров вокруг и около всей описываемой ситуации.

Судья Вовк утверждает, что на самом деле пресловутые шесть месяцев до окончания полномочий Верховной Рады следует отсчитывать не от 27 октября, а от более поздней даты.

Логика Вовка такова: каждый созыв Верховной Рады действует до принятия присяги депутатами следующего созыва; соответственно, фактически полномочия Верховной Рады нынешнего созыва истекут не 27 октября, в день выборов, а позже — с учётом сроков обнародования результатов выборов и времени, которое понадобится для созыва первой сессии, на которой новоизбранные депутаты принесут присягу.

По подсчётам Вовка получается, что пресловутые 6 месяцев следует отсчитывать с 14 декабря 2019 года, и, соответственно, последним днём, когда Зеленский сможет подписать указ о роспуске Верховной Рады, станет 14 июня.

Трактовка, предложенная Вовком, несколько… нетрадиционна и звучит достаточно… смело. Но предположим, что Зеленский решится прислушаться к его мнению и всё-таки издаст такой указ (при наличии достаточных оснований, о которых мы поговорим ниже).

Можно ожидать, что в Верховной Раде его назовут незаконным. Однако указы президента обязательны к исполнению. Хотите спорить? Пожалуйста, встретимся в суде. В каком суде?

А… в Окружном административном суде Киева, председатель которого как раз и является автором подобного подхода к формированию политического календаря. Чувствуете, дорогие читатели, какая преинтереснейшая ситуация назревает?

Правда, в Верховной Раде в принципе могут попытаться провернуть «финт ушами» и заявить, что оспаривают не законность, а конституционность указа. В конце концов, вопросы работы президента и парламента описываются именно в Конституции, а конституционные вопросы рассматривает уже Конституционный суд — совсем другая инстанция.

Но захотят ли судьи брать на себя такую ответственность — особенно в условиях того, что после благополучно протащенной Порошенко судебной реформы Конституционный суд, как и многие другие суды, сильно зависит от благорасположения президента?

Не сочтут ли судьи, что, мол, распустит Зеленский Раду или нет — вопрос ещё спорный, но президентом-то он точно останется, и не проще ли в такой ситуации всё-таки прийти к выводу, что данный указ должны оценивать суды административной юрисдикции?

А тут ещё закон об импичменте президента, о возможном скором принятии которого заявил, к примеру, спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Не выйдет ли так, что на попытку Зеленского распустить Верховную Раду депутаты ответят попыткой «распустить» самого Зеленского?

В России аналогичная ситуация в 1993 году закончилась расстрелом здания парламента из танковых орудий…

Основания и толкования

Но одним лишь вопросом о крайних сроках возможного подписания Зеленским указа о роспуске парламента дело не ограничивается. Ведь для того, чтобы такой указ подписать, президенту нужны вполне определённые основания, и Конституция даёт их исчерпывающий список.

Так, Верховная Рада может быть распущена в случае (ст. 90 Конституции):

1. В течение 60 дней Верховная Рада не может сформировать правительство.

2. В течение одной сессии Верховная Рада не может собраться на пленарное заседание.

3. В течение 30 дней в Верховной Раде нет правомочной коалиции из хотя бы 226 депутатов.

Ещё одно основание даёт статья 82 Конституции, согласно которой Верховная Рада правомочна при наличии не менее двух третей её состава.

То есть если 150 действующих депутатов объявляет о сложении полномочий по собственному желанию, а их политические силы обнулят избирательные списки, чтобы народных избранников некем было заменить, то парламент также прекратит свою работу досрочно.

Первую причину отставки мы сразу отбрасываем: во-первых, в Украине есть премьер-министр, и, даже если его удастся отправить в отставку, за 60 дней истекут все мыслимые и немыслимые сроки возможного роспуска Рады.

Вторая причина также вряд ли сможет быть использована: до сих пор проблем со сбором на пленарные заседания не наблюдалось.

Коалиция? Уже теплее.

По факту коалиции из 226 или более депутатов в Верховной Раде нет уже несколько лет. Председатель парламента Парубий, правда, утверждает, что это не так, но ему особо никто не верит — особенно в ситуации, когда он упорно отказывается предъявить, как говорится, товар лицом и показать список из хотя бы 226 членов коалиции.

Тот факт, что Верховная Рада время от времени принимает какие-то законы, ещё ни о чём не говорит: это так называемые ситуативные голосования, в которых как по политическим, так и по более меркантильным соображениям могут принимать участие депутаты и не из состава коалиции (как было хотя бы с последним голосованием за языковой закон).

Однако Парубию было достаточно легко отмалчиваться в ситуации, когда президент Порошенко сам не был заинтересован в роспуске парламента.

А если новый президент, напротив, будет этого хотеть? И докажет — скажем, в том же административном суде Киева — что нет никаких оснований говорить о какой-либо коалиции не просто в течение последних 30 дней, а начиная с 2017 года?

Правда, страх досрочного прекращения полномочий может толкнуть депутатов на отчаянные меры — скажем, срочно «дописаться» в коалицию и заявить, что на самом деле они там всё время были. Сработает? Может сработать!

Остаётся четвёртый путь: роспуск по итогам массового «депутатоцида» — сдачи мандатов. Звучит странно, но совсем исключать такой вариант нельзя. В определённой ситуации в парламенте может найтись 150 народных избранников, готовых совершить подобный шаг — по своим причинам.

Переговоры и заговоры

Зачем депутатам или, по крайней мере, их части может понадобиться досрочный роспуск парламента? Причин может быть несколько.

Например, они могут сделать это для того, чтобы следующие парламентские выборы прошли по старому избирательному законодательству. Напомним, нынешний созыв Верховной Рады был избран по так называемой смешанной системе: 225 человек — по закрытым партийным спискам, ещё 225 — по мажоритарным округам.

Эту схему не критиковал только ленивый, указывая на её непрозрачность и коррупционную отягощённость. И одна из тех вещей, которую ждут и от парламента, и от Зеленского этим летом — это принятие нового закона, по которому все 450 депутатов будут избираться по открытым партийным спискам.

Предложенная схема в предлагаемом к реализации виде, к слову, тоже небесспорна (почему — тема для отдельного большого разговора), но что ещё более важно — её как огня боятся очень многие действующие народные избранники, в особенности те же мажоритарщики, уже «прикормившие» себе избирательные округа на следующие выборы.

Ради сохранения старого избирательного закона могут пойти на сложение депутатов многие и в БПП, и в «Батькивщине», и в «Народном фронте» — короче, 150 «смертников» вполне может набраться.

К слову, если проект самороспуска возобладает, то провернуть всё можно и проще: будет достаточно, чтобы либо «Народный фронт», либо Блок Порошенко заявили о выходе из коалиции — и всё, время пошло.

К слову, есть мнение, что на самом деле досрочный роспуск парламента не выгоден Зеленскому, и играет на этом вопросе он исключительно в политических целях. Это мнение нельзя назвать вполне безосновательным.

Да, с каждым днём Зеленский (скорее всего) будет терять набранный на выборах рейтинг. Но с другой стороны, пока что на парламентские выборы ему вести попросту некого — партия «Слуга народа» существует скорее номинально, чем реально: участие в ней реальных игроков, в том числе на региональном уровне — пока вопрос консультаций и переговоров. А вот у конкурентов — и устоявшиеся кадровые составы, и «расписанные» округа, и мобилизованные ещё под президентские выборы штабы, и, что немаловажно, пусть и не столь многочисленные, но ориентированные лично на них, а не против кого-то там, сторонники. А тот же Блок Порошенко может рассчитывать ещё и на «инерцию» админресурса: уж что-что, а расставить на все места своих людей, да ещё и «заточить» их на результативную работу на выборах команда Владимира Зеленского практически точно не успеет.

Так что вполне вероятно, что, если парламент всё-таки распустят, по-настоящему стоять за этим будет вовсе не Зеленский…

Впрочем, скорее всего весь этот сложный клубок интриг будет распутан самым простым образом: никаких досрочных парламентских выборов не будет.

Слишком уж все вышеописанные сценарии ненадёжны и рискованны, слишком уж сложно переплетены межпартийные интересы, и слишком уж неоднозначные результаты могут принести в перегретой украинской политике любые резкие движения.

Да и чисто психологически все участники процесса нуждаются, пожалуй, в некоторой передышке после шумных избирательных баталий. В этой ситуации всё-таки провести выборы именно в ноябре будет признано подавляющим большинством игроков, возможно, и не самым многообещающим, но, по крайней мере, наименее рискованным решением.

Оригинал публикации

Рекомендуем