Во всяком случае, после первого тура выборов избирательная кампания Петра Алексеевича обрела осмысленность и завершённость. Если бы не зашкаливающий уровень ненависти населения к нему, можно было бы даже предположить, что ведение кампании в таком формате изначально обеспечило бы ему реальный, а не подтасованный выход во второй тур. Да и отрыв от первого места был бы не так велик, как сейчас.
Однако вопрос предпочтения избирателей решён именно ненавистью к Порошенко — и решён давно. Сейчас даже самые эффективные ходы не приносят действующему президенту успеха. Он, например, вчистую переиграл Зеленского (точнее, команда Порошенко вчистую переиграла команду Зеленского) в вопросе о дебатах. То, что начиналось по инициативе лидера выборной гонки и обещало ему однозначный триумф, вылилось в отказ Зеленского от им же придуманной процедуры сдачи анализов и удачное педалирование командой Порошенко этой темы. Если бы избиратели одинаково относились к Петру и Володе, значительная их часть уже бы поверила, что Порошенко никогда не пил, а Зеленский — наркоман. Ведь Пётр не побоялся сдать анализы специалистам VADA, а Володя увильнул.
Но, как было сказано, Порошенко ненавидят, желают ему беды, а потому все усилия обновлённой команды могут принести пару-тройку процентов дополнительных голосов, но не сломают картину в целом.
Тем не менее Порошенко явно намерен биться до конца и на что-то рассчитывает. Причём рассчитывает не только он. Та же история с VADA свидетельствует, что дистанцировавшиеся от поддержки любого из кандидатов на президентских выборах братья Кличко сменили свою позицию и начали подыгрывать Порошенко. Во всяком случае действия штаба Порошенко и Владимира Кличко по дискредитации Зеленского явно были скоординированы. С утра под офисом Зеленского стояла толпа порошенковцев, требовавшая сдать анализы правильно и в «правильном» месте, а не в клинике своего бизнес-партнёра. На фоне этих требований появился Кличко, заявивший, что приглашает кандидатов сдать анализы привезённым им экспертам VADA. Порошенко сразу согласился и сдал. Зеленский отказался. Судя по последовательности действий сторонников Порошенко и моментальной реакции последнего на предложение Кличко, схема была разработана заранее.
Обратим внимание: здесь Кличко подыграл Порошенко ещё в одном вопросе. Он не уточнил, что привезённые им эксперты VADA представляют Волонтёрское антидопинговое агентство, название которого всего лишь созвучно с названием Всемирного антидопингового агентства (WADA), которое приобрело известность на постсоветском пространстве благодаря скандалу с российской олимпийской сборной. Слушавшие весь этот обмен заявлениями украинские избиратели в большинстве своём были уверены, что речь идёт именно о WADA, а не о VADA. Таким образом, они убеждены, что Зеленский отказался от сдачи анализов не каким-то непонятным волонтёрам, а одной из самых серьёзных и профессиональных структур в мире. Судя по всему, в штабе Зеленского тоже не сориентировались в различиях между этими двумя структурами.
Необходимо вспомнить, что братья Кличко являются резидентами Германии, там находится их бизнес, там же они платят налоги. Именно Кличко-старшего, ставшего в итоге мэром Киева, Ангела Меркель пыталась протолкнуть в постмайданные президенты Украины. С германским правящим истеблишментом и конкретно с Меркель братья Кличко связаны значительно теснее, чем с Украиной. И их ход в пользу Порошенко совершается именно тогда, когда федеральный канцлер, более полугода не желавшая замечать потуги Порошенко организовать с ней встречу, вдруг сменила гнев на милость и согласилась принять эту уже не хромую, а с яблоками утку за неделю до второго тура. Вряд ли это случайное совпадение.
Как не может быть совпадением и согласие Макрона встретиться с Порошенко. Президент Франции планирует принять его и Зеленского по очереди, с интервалом в три часа. При этом надо иметь в виду, что штаб Зеленского анонсировал его встречу с Макроном ещё перед первым туром. То есть работа в этом направлении велась давно. Порошенко же стал популярен у ведущих европейских политиков вдруг. При этом его принимают сразу и Меркель и Макрон, в то время как Зеленского — только последний. Причём Макрон, принимая Зеленского первым, искусственно ограничивает время общения с ним, а причиной ограничения оказывается то, что он ждёт в гости Порошенко. Такой формат встречи в значительной степени снимает пропагандистский эффект, которого мог бы достичь Зеленский, встреться он с Макроном после Порошенко или если бы встреча произошла в другой день.
Порошенко выиграл и ещё один раунд. Кабмин, несмотря на открытое сопротивление Авакова, утвердил отставку губернатора Одессы. Ещё вчера оппоненты Порошенко надеялись на иной результат, и у них были основания. Гройсман явно искал возможность спрыгнуть с тонущего порошенковского корабля, и ему готовы были предоставить такую возможность в обмен на отказ Кабмина от поддержки кадровых инициатив Порошенко.
Ещё один ход — атака Порошенко на Медведчука, которого он обвинил в недостаточной эффективности как переговорщика и поручил СБУ вывести его из процесса минских переговоров, как «агента Путина».
В общем, вчера ещё отступавший по всем фронтам Порошенко перешёл в контрнаступление. Если бы речь шла о честных выборах, мы бы сказали, что это ему не поможет. Но выборы будут сфальсифицированы, кого бы ни провозгласили победителем.
В этой ситуации роль Запада заметно возрастает. Мы не знаем, что конкретно скажут Меркель и Макрон Порошенко, но можем с высокой долей уверенности предположить, что речь в очередной раз пойдёт о том, как избежать уличной конфронтации. Вариантов не так много. Либо Зеленский должен будет безоговорочно признать правильность «подсчёта» в пользу Порошенко, поздравить «победителя» и отказаться от возможности прямой апелляции к народу. Либо Порошенко должен будет сделать то же самое. Поскольку всем известно, что победитель обязательно должен уничтожить побеждённых, согласившийся со своим поражением политик и/или стоящие за ним силы должны получить гарантии безопасности. Таковой может быть только сохранение в политике и обеспечение в ходе ожидающихся парламентских выборов крупной фракции, которая станет частью коалиции и обеспечит доступ к контролю над частью правительственных должностей.
В общем, не исключено, что для сохранения устойчивости готовой опрокинуться системы украинской государственности Запад, в лице ведущих членов ЕС, попытается установить на Украине кондоминиум Порошенко и Коломойского (Зеленского), разделив между ними влияние на государственные должности.
Вопросов без ответа, несомненно, много:
— Согласятся ли стороны на компромисс?
— Если согласятся, то как долго продлится это согласие?
— Какую позицию займёт «третья сила», тот же Аваков, прекрасно понимающий, что сговор двух непримиримых врагов возможен в том числе и за его счёт?
На часть из них мы получим ответы по итогам общения Макрона и Меркель с кандидатами. Что же касается второй части, то продолжительность перемирия на Украине можно установить только экспериментально.