На пресс-конференции, прошедшей накануне, Волкер вдруг заявил, что возвращение Крыма силовым путем обернулось бы настоящей катастрофой. Поскольку американский дипломат не детализировал свою мысль, с ним в принципе можно согласиться.
Разница военных потенциалов России и Украины такова, что любая попытка Киева использовать вооруженные силы на границе с Крымом привела бы к обнулению как задействованных войсковых групп, так и их тыловых баз передового базирования. Есть пример того, как именно это происходит: операция по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.
Но, скорее всего, Волкер имел в виду, что военного решения крымской проблемы нет, надо идти путем переговоров, убеждения, международного давления на Россию, ввода все новых санкций. Его слова можно считать косвенным ответом на сделанное чуть раньше в телеэфире президентом Порошенко заявление об имеющемся у него расписанном буквально по неделям, многкомпонентном плане установления контроля над полуостровом сразу после выборов.
Предполагается, что политико-дипломатическим путем можно вынудить Россию «принять позицию мирового сообщества» относительно принадлежности Крыма. То есть по сути дела Волкер и Порошенко говорят об одном и том же.
Надо сказать, что эта явно согласованная позиция находится в некотором противоречии с реалиями сегодняшнего дня, которые необходимо перечислить. Отношение Москвы к этой проблеме хорошо известно. Она считает Крым территорией России и своего мнения менять не собирается ни при каких обстоятельствах. Санкции тут явно не помогут.
Но это лишь одна сторона дела. Куда более важным фактором являются настроения самих крымчан: о них известно из опроса ВЦИОМ, который был опубликован на сайте организации. Там сказано следующее: «Большинство опрошенных (88%) положительно оценивают воссоединение Крыма с Россией (94% среди людей 60 лет и старше)». То есть даже если представить невозможное и предположить, что путем выкручивания рук Кремль удастся заставить принять решение о возвращении Крыма… Что в этом случае делать с людьми, которые приветствуют воссоединение территории своего проживания с Российской Федерацией? Паковать их многотысячными пачками в тюрьмы и лагеря, интернировать в Россию? Ведь как-то избавляться от них придется.
Они совершенно точно не желают вновь становиться украинскими подданными.
Пока нет ответа на этот главный вопрос, вопрос вопросов. Все разговоры о восстановлении территориальной целостности остаются не более чем обманкой, лживыми обещаниями, которые невозможно подкрепить реальными мерами.
В 2014 году в Донбасс приехали тысячи добровольцев из Крыма, чтобы вместе с местными жителями защищать от украинской армии донбасскую землю. Им не пришлось отстаивать собственный дом с оружием в руках, и они посчитали своим долгом и делом совести помочь своим братьям.
Мне почему-то кажется, что в ситуации, вероятность которой можно считать нулевой, когда Украина начнет восстанавливать свой суверенитет над Крымом, жители полуострова возьмутся за оружие. Так что скорее известный идеолог украинского национализма Дмитрий Корчинский, заявивший пару недель назад, что никакого другого способа вернуть Крым, кроме военного, не существует, является куда большим реалистом.
И, кстати, Корчинский точно представляет себе, с каким отчаянным сопротивлением столкнется украинская армия. В своем телеинтервью он описал масштабы ущерба: сожженные и разбомбленные крымские города и населенные пункты. Без серьезных и опустошительных боев полуостров взять не получится.
Назвать Корчинского реалистом можно тоже только условно. Если бы украинским вооруженным силам пришлось воевать только с жителями полуострова, то перспектива победы хоть как-то прорисовывалась. Но Крым находится под защитой российской армии, а для Украины это неодолимая сила. Так что философ-журналист из Львова просто решил в очередной раз эпатировать публику кровожадными и яркими картинками.
Оба мифа — и войны, и мира, — получившие хождение на Украине, являются одинаково неукорененной в реальности химерой. Давление на Россию посредством санкционной политики за 5 лет не принесло ни малейших результатов.
Российская экономика не «разорвана в клочья», как утверждал 4 года назад один американский президент. Напротив, она демонстрирует признаки роста — не фантастического, конечно, но уверенного. Хоть как-то поколебать железную уверенность Москвы в праве крымчан самостоятельно решать свою судьбу и определять свое будущее тоже не вышло. Почему это должно получиться когда-нибудь, непонятно.
Что же касается обещаний пройти победоносным маршем по улицам Москвы, Краснодара, Ростова, Белгорода (название нужного города впишите сами), то, я думаю, авторы подобных заявлений сами знают им цену. Я уверен, что тот же Корчинский просто валяет дурака, когда в красках рассказывает о разоренных городах и селах Крыма. Он точно знает, что поход на полуостров закончится прямо на границе с Россией.
Восстановление территориальной целостности Украины — принципиально нерешаемая задача, подходить ли к ней со стороны Волкера и Порошенко, или же брать за основу чаяния воинственных националистов.
Украинский корабль давно уже заплыл в бухту, выход из которой намертво закрыт специально затопленным корабельным остовом. Подобно тому, как в 2014 году российские военные, чтобы заблокировать украинские корабли на озере Донузлав, затопили четыре судна, включая списанный противолодочный корабль «Очаков».