Свои взгляды на восстановление территориальной целостности президент высказал в ночь с 18 на 19 марта 2019 года в программе «Свобода слова» на канале ICTV, принадлежащем Виктору Пинчуку.
По мнению Порошенко, «освобождение Крыма должно быть первым приоритетом [новоизбранной] украинской власти». Задачи же здесь таковы: «первое — освободить Крым; второе — освободить незаконно удерживаемых военнопленных украинских военных моряков; вернуть военное имущество».
Важное замечание — на протяжение пяти лет «освобождение» первым приоритетом не было, а сейчас — стало. Тут логика есть — за пять лет созданы условия, при сохранении которых Крым возвращаться на Украину не захочет. Тут и декоммунизация, и дерусификация.
Почему-то не стоит на повестке дня вопрос о создании в Крыму автономии Меджлиса (к крымско-татарской автономии этот проект никакого отношения не имеет). Однако внесение соответствующих изменений в Конституции тормозится, причём, как считают лидеры Меджлиса, самим же Порошенко. Почему это происходит, не совсем понятно — вероятно, против такого шага выступает Запад, которому хотелось бы сохранить элементарную правовую последовательность (всё же немного дико менять статус неконтролируемой территории).
Интересен и порядок решения задач — сначала освобождение Крыма и только потом — возвращение моряков и имущества. То есть для президента освобождение жертв его керченской авантюры первоочередным приоритетом не является. Постановка вопроса о военном имуществе вообще лишена смысла — трофейные катера находятся на территории Крыма и вернутся автоматически, вместе с территорией.
Возвращение Крыма мыслится путём продолжения санкционного давления — как по поводу Крыма, так и в связи с керченским инцидентом. В его эффективности президент совершенно убеждён: «По данным агентства Bloomberg, Россия потеряла из-за незаконной аннексию минимум 150 млрд долларов и 10% ВВП», а 9 миллиардеров (для справки — по данным Forbes, в 2018 году в России было 106 долларовых миллиардеров) заявили, что санкции оказались разрушительными для их бизнеса.
От России же требуется всего лишь выполнить решение ООН относительно статуса Крыма.
Порошенко также уточнил: «Сразу же после выборов президента [на Украине], когда Путин вынужден будет обеспечить возобновление переговоров по реализации Минских договоренностей и возобновление переговоров о восстановлении суверенитета Украины в Крыму (такие переговоры никогда не велись — чего тут возобновлять-то?— Авт.), перейти к обсуждению в Совете Безопасности ООН вопроса введения миссии миротворцев — классической и в соответствии со стандартами ООН».
Важный момент: Порошенко не собирается вести переговоры с крымчанами и жителями Донбасса. Они по умолчанию — «жертвы оккупации» и своего мнения иметь не могут. Переговоры будут вестись только с Россией, как агрессором.
Разумеется, такой подход к делу не имеет ни малейшего отношения к Минским соглашениям, которые предполагают именно прямые переговоры с Донбассом, Россия их стороной не является, а к Крыму вообще отношения не имеют.
Итак, ничего нового заявления Порошенко не содержат: Минские соглашения Украина выполнять не будет, а переговоры с Россией будет вести только об условиях капитуляции.
На первый взгляд всё упирается в эффективность санкций — если санкции будут столь же эффективны, как и сейчас, то процесс возвращения может занять не один президентский срок. Но такое «продать» избирателям нельзя, и президент объясняет: «Утверждение Путина о том, что он готов сотрудничать с любым кандидатом на выборах президента Украины, кроме Петра Порошенко, — абсолютно четкая позиция, что до выборов президента Путин будет ходить, молиться, просить… чтобы у нас выбор украинского народа зависел от Путина, а не от украинского народа».
Тут два суждения:
Во-первых, выбор украинского народа — это он, Порошенко. Любой другой выбор — выбор Путина. В общем, демократия состоит в голосовании за Порошенко.
В действительности такая установка мобилизует только его собственных избирателей. Всех остальных она раздражает.
Во-вторых, в случае его победы Путин почувствует силу непокорённой нации — и все отдаст.
Тоже сомнительное утверждение — пока что российская сторона демонстрирует нежелание иметь с ним дело и, скорее всего, вероятность заключения каких-то соглашений даже уменьшится (хотя в случае избрания Порошенко российское руководство со временем может и пересмотреть свою позицию — договариваться-то всё равно будет нужно…).
P.S.: На самом деле Порошенко может не тянуть время, а взять быка за рога и реализовать следующий план, гарантирующий внутриполитическую победу:
1. Перекрыть границу с Россией (впрочем, к этому и так всё идёт).
2. Врубить на полную катушку все СМИ (в случае победы на выборах их можно будет взять под контроль).
3. Года три или четыре рассказывать про переговоры где-нибудь на швейцарско-панамской границе и о том, как Путин раз за разом позорно капитулирует перед Гением Карпат (этот титул носил Николае Чаушеску, но Порошенко он тоже подойдёт).
4. Потом, после победы на переговорах, репортажи о том, как из Крыма выводятся оккупанты и бегут коллаборационисты. Ну и под конец президентского срока — флаг над «пентагоном» в Симферополе.
Ну а там можно устроить референдум о пожизненном президентстве.
Говорите — не поверят? Что значит — не поверят? Сейчас верят, а потом верить не будут? У большинства людей доступ к мировым и российским СМИ всё же есть, но значительная часть украинских избирателей верит именно украинской пропаганде. Так что — поверят, никуда не денутся…