Причем участники основной кураторской программы незаслуженно остаются в исторической тени. Хотя именно их присутствие свидетельствует о независимой оценке и признании высокого уровня индивидуального мастерства. Так, в этом году под №39 в списке участников общей экспозиции числится художница Жанна Кадырова. В минувшие годы приглашения показать работы на выставке, в том числе и персональные проекты, получали фотограф Виктор Марущенко, художники Виктор Сидоренко, Оксана Мась и другие.
Надо сказать, что при отборе участников биеннале и формировании национальной программы на Украине в административных и художественных кругах традиционно разгорается не меньше страстей, чем при подготовке к «Евровидению». И в нынешнем году обстановка весьма напряженная.
Поскольку участие в биеннале финансируется государством, то и решения принимает государство же — а конкретно такой его очень исполнительный орган, как Минкульт. Экспертный совет при нем недавно выбрал куратором (то есть субъектом, ответственным за творческую концепцию национальной экспозиции и ее наполнение) объединение OPEN GROUP. Минкульт подкупила идея с названием «Падаюча тінь «Мрії» на сади Джардіні». Напомним, что «Мрия» — это самый большой грузовой самолет в мире АН-225.
Безусловно, задумка величественная: во время открытия биеннале над великолепным городом дожей и палаццо проплывает гигантская железная птица, миниатюрное отражение которой можно рассмотреть в каждом бокале просекко. В результате этого действа веселится и ликует весь народ, а кто не потерял дар речи, восклицает: «Ай, да Украина, ай да…» (дальше возможна непереводимая игра слов на венетском диалекте).
Однако по инерции — или по традиции — большинство представителей художественно одаренной общественности опротестовали всё: и выбор экспертов, и выбор кураторской группы, и ее концепцию, и летающую священную корову — украинский самолет, который (как оказалось!) вовсе не украинский, а советский и взлетел впервые еще в 1988 году. Этот факт в последнее время был изъят из повседневного ура-патриотического обихода, но теперь тоже сгодился в качестве контраргумента.
В авангарде борьбы за правильные концепции и исконно украинских художников выступил Арсен Савадов — известный мастер так называемого трансавангарда, яркий представитель «новой волны» середины 90-х годов прошлого века — передового на момент молодости его членов арт-движения. Надо отметить, что в 2001-м Савадов уже конфликтовал за право участия в Венецианской биеннале — с польским куратором Ежи Онухом, которого назначил таковым министр культуры Богдан Ступка.
Спустя годы он почувствовал в себе силы вновь продемонстрировать в Венеции современное украинское визуальное искусство. В качестве отправной точки для столь популярного в постмодерне художественного цитирования автор выбрал гастроли Мэрилин Монро 1954 года во время войны в Корее. Как гласит легенда, американские солдаты вдохновились концертами белокурой певицы, и боевые дела у них наладились.
Для исторической реконструкции тех событий с названием «Голоса любви» Савадов вывез в район вооруженного конфликта в Донбассе все необходимое, включая двух исполнителей роли Монро: певца Андрея Кравчука и оперную диву российского происхождения Марию Максакову. Арсен Савадов считает, что «…при сегодняшней конъюнктуре, при американском векторе развития Украины банить такую работу — это преступление». Автор был даже готов звонить Порошенко, чтобы все решить.
Поддержали его многие коллеги-ровесники, в том числе работающие ныне в Институте проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины. Тут бы им и рассмотреть самую главную ситуационную проблему современного искусства: во всем мире постоянно рождаются молодые художники, и Украина не исключение. И как написал Карл Маркс: «Гегель замечает где-то, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс».
В какой-то момент конфликт вылился даже в протестную акцию украинских пенсионеров «В защиту Арсена» под стенами Минкульта, которая уже сама по себе претендовала на премию за лучший перформанс.
Интересно написал у себя в «Фейсбуке» Евгений Карась, галерист и куратор с многолетним стажем, к тому же неоднократный член разных экспертных советов: «Этот проект относится к жанру интеллектуального прикола, шоу, выдумки. Я не очень люблю этот жанр. Он слегка утомил за последние годы. Но он подходит к этому балагану ярмарки идей в искусстве. В этом жанре очень важно ярко донести месседж. Если это не получится, то проект можно слить в унитаз. Такие дела».
Что до Петра Порошенко, которому собирался позвонить претендент на роль №1 в национальном конкурсном отборе, то он, будучи не в силах оставаться в стороне от любых непрофильных, но благодатных для политического пиара тем, на днях написал следующее: «Украинское искусство устало быть в тени. Устало прорываться к солнцу сквозь запреты и смех. Сквозь ссылки и казни. Именно в стремлении вырваться из тени, выбраться на свежий воздух Хвылевой провозгласил свой манифест: "Прочь от Москвы, даешь Европу!" Настало время выходить из тени. Утро. 9 мая. Венеция. Европа. Запомните. Это — время и место для старта смелого, амбициозного, мощного художественного проекта «Падающая тень «Мрии» на Сады Джардини», в котором Украина овладеет новой высотой».
Надо добавить, что пролёт авиагиганта запланирован с уникальным грузом на борту: жестким диском, на который будут записаны арт-проекты всех украинских художников, которые правильно заполнят заявку.
Неизвестно, правда, считаются ли украинскими художники, проживающие исключительно на территории Украины, или это все, кто считает себя таковыми. В любом случае, попробовать может каждый — и до встречи в Венеции, в тени современного украинского искусства.