Акция против Петра Порошенко, которую анонсировала на 16 марта ультраправая партия «Национальный корпус», образованная на базе полка «Азов», изначально обросла кучей слухов и домыслов. В соцсетях говорили, что «азовцы» намерены провести в субботу второй этап «национальной революции», свергнуть непопулярного президента и захватить власть в стране. Эти слухи подогревала информация от сторонников Андрея Билецкого, согласно которым СБУ якобы создает в Киеве тайники с оружием, чтобы затем обвинить «Нацкорпус» в подготовке военного переворота — как это уже проделали с Надеждой Савченко и ее подельником Рубаном.
«У Пети придумали схему. Сделать закладки с оружием, потом СБУ их «найдет» и разоблачит Нацкорпус, их заложивший для «государственного переворота». Петя. Не шали. Мы знаем — написал об этом известный медиаблогер Анатолий Шарий.
Слухи о попытке переворота сразу же поползли по столичным курилкам, и многие обыватели всерьез полагали, что массовая мобилизация сторонников нужна «азовцам» с целью организации пресловутого Третьего майдана. На Банковой тоже боялись. Это ясно показали неуклюжие попытки закрыть столицу от потенциальных участников акции — сотрудники полиции и неизвестные люди в штатском тормозили въезжавший в Киев транспорт, проверяя его на предмет потенциальных участников демонстрации. Это создавало пробки и панику — однако не принесло никаких практических результатов, поскольку представители «Нацкорпуса» приезжали на акцию организованными автобусными колонами или большими группами на поездах. И деморализованные полицейские, которые напрямую подчиняются покровителю «азовцев» Авакову, не могли, да и не особо хотели остановить эти штурмовые отряды.
В то же время, у Билецкого тоже не планировали на этот день каких-то особенно радикальных действий. Киевляне увидели привычное шествие хорошо подготовленных кадров полка «Азов» и связанных с ним зонтичных структур, среди которых были отмечены даже закончившие летние «патриотические лагеря» подростки и представители экзотической организации национал-экологов, на эмблеме которых также красуется нацистское «Черное солнце». Число участников акции было весьма внушительным — до десяти тысяч человек — и было понятно, что охраняющий Банковую контингент из тех тысяч сотрудников полиции навряд ли был способен оказать им сколько-нибудь эффективное противодействие.
Однако, ультраправые ограничились дежурными выступлениями о коррупции президентского окружения, требуя арестовать попавшегося на аферах в «Укроборонпроме» Олега Гладковского — которого они предпочитают называть по его первой фамилии Свинарчук. Они много кричали о «свиньях Петра Порошенко», но явно не собирались устроить им «ночь длинных ножей. Самым радикальным спикером акции оказался престарелый диссидент Степан Хмара, который действительно призывал националистов к перевороту.
«После 31 марта нужно взять под контроль аэропорты, вокзалы, потому что после того, как Порошенко уйдет с поста, он захочет сбежать, а его необходимо обязательно судить… Он мошенник, злодей и грабитель», — громогласно заявил на майдане Степан Илькович, сорвав при этом бурные аплодисменты присутствующих зевак.
Сторонники Билецкого громко хлопали Хмаре, но решили ограничиться в этот день показательным «свинопадом», забросав Банковую маленькими фигурами игрушечных хрюшек, которые запускали при помощи огромной рогатки. Похожая акция прошла в этот день и в Полтаве — где группа молодых людей бросилась свиньями в президента, после чего их тут же избили и задержали охранявшие митинг «тихари».
О чем говорит эта тактика представителей «Национального корпуса», — кроме того, что их политтехнологи слушали в юности антифашистскую группу Pink Floyd, которая организовала знаменитое мировое шоу с летающими свиньями из резины? На сегодня у Билецкого не стремятся ни к какой «революции», занимаясь решениями других задач политической тактики и стратегии. Батальон «Азов» — частная армия главы МВД Авакова, который пять лет собирал и вооружал ее за счет украинских граждан — является сейчас неформальным силовым крылом противников президента во главе с Юлией Тимошенко. Опираясь на ультраправых, они стараются загнать Порошенко в угол, чтобы помешать широким фальсификациям выборов в его пользу — а также, оспорить и отменить «нарисованную» в избирательных комиссиях «перемогу» действующего гаранта.
Это ставит Банковую в неловкое положение — ведь, учитывая катастрофический антирейтинг украинского президента, ему мало обеспечить себе формальную победу в первом и втором туре, используя для этого все сравнительно честные способы отъема голосов избирателей. Гораздо важнее легимизировать и удержать полученный результат — чтобы ненавидящие Порошенко граждане, которые отчаиваются от перспективы очередной пятилетки в режиме «армія-віра-мова-тарифи», действительно не вышли на улицу с настоящими массовыми протестами.
Дозированные акции «азовцев» как раз и призваны показать обществу слабость, уязвимость, непопулярность и нелигитимность нынешней президентской власти. В самом деле, если ультраправые создают реальную угрозу для митингов президента, тогда он навряд ли сможет удержать под своим контролем украинское общество.
«Я в принципе не понимаю, как после этого можно надеяться на управление страной. Легитимности — ноль. Доверия — ноль. Уважения — ноль. Страха — ноль», — написала об этом по итогам акции адвокат Елена Лукаш.
При этом, Аваков и Тимошенко отводят «Нацкорпусу» роль послушного инструмента для реализации своих планов — и на сегодняшний момент у Билецкого принимают предложенные ему правила. Да, «Азов» мог бы организовать в Киеве серьезные беспорядки — однако, эта парамилитарная структура может поспорить по одиозности с президентом. И даже американский Госдеп причислили его на днях к «группам ненависти», открыто обвиняя нацистов в совершении тяжких преступлений на идеологической почве. В этих условиях Нацкопусу выгоднее и проще войти во власть в качестве младшего партнера будущего президента страны, победа которого откроет для «азовцев» возможность провести в парламент полноценную фракцию вчерашних зигующих уголовников.
Однако, перманентная турбулентность украинской политики может в любой момент поломать эти планы. «Азов» действительно представляет собой организованную силу, которая обладает серьезным материальным, политическим и военным ресурсом. Люди Билецкого без труда рекрутируют в свои ряды безработную, лишенную перспектив молодежь, обещая ей карьеру и деньги. А полная зачистка оппозиции и уничтожение левого движения освободила для Нацкорпуса весьма удобную нишу социального протеста, позволяя позиционировать себя в качестве единственного серьезного и эффективного оппонента власти. Что явно способствует разжиганию амбиций «Белого вождя» и его «варяжской дружины», которые стараются завоевать сейчас общенародную популярность.
Сложившаяся ситуация, при которой прикормленные правительством ультраправые создали в Украине целую сеть военных и политических структур, получив огромное влияние на происходящие в ней процессы, является совершенно дикой для нашего времени, и объективно создает угрозу «пивных путчей», пресечь которых будет попросту некому. Наблюдая за схваткой гадюки и жабы — противостоянием «Азова» и Порошенко — нужно всегда иметь в виду то, что в этом поединке нет «меньшего зла», за которое стоило бы болеть. Спустя пять лет после майдана украинцам предлагают выбирать между коричневой чумой и красно-черной холерой — однако и тот, и другой результат представляет собой смерть для страны, которой при всяком исходе продолжат управлять все те же свинарчуки.