«Утром «азовцы» в чёрной форме, с оружием проехали по Мариуполю колоннами автомобилей. Эта демонстрация силы должна была показать, что Мариуполь был и остаётся украинским городом», — вспоминает весну 2014 года советник министра внутренних дел Антон Геращенко в блоге на сайте «Украинской правды».
«Всего было 5-6 ружей на 60-70 человек нашего отряда. Костяк составляли «схидняки» (жители восточных регионов Украины). Тогда же появился мем «черные человечки», ведь все же говорили о появлении российских военных в Крыму — «зеленых человечков», и это возникло в качестве аналогии. Мы начали свои действия в Луганске, Харькове, Бердянске, в Донецкой области — мотались по всей Восточной Украине, пробуя загасить всю эту волну сепаратизма. Это и был зародыш батальона «Азов», — рассказывает о создании формирования на портале УНИАН ультраправый политик Андрей Билецкий, являвшийся одним из создателей и первым командиром «Азова».
На фоне остальных украинских военных подразделений «Азов» выделяется сильной идеологической подготовкой. Бойцов формирования нельзя причислять к традиционным правым. Тон здесь задают поклонники неонацизма, антисемиты и расисты. В символике подразделения используются элементы, отсылающие к эмблемам военных соединений Третьего рейха.
Со временем к подразделению примыкают представители «Социал-национальной ассамблеи», активисты «Автомайдана», ультрас футбольных клубов «Динамо Киев» и «Шахтер», члены партии «Братство»* Дмитрия Корчинского, активисты ОУН, члены «Казацкого стрелкового братства».
Открытая демонстрация человеконенавистнической идеологии привлекает в «Азов» радикалов со всего мира. СМИ писали об итальянских и шведских участниках, а сам Билецкий в интервью сообщал, что в «Азове» были люди около трех десятков национальностей, «но к нам ни разу не пришел ни китаец, ни нигериец». «Азов» рос, участвовал в боевых действиях, что привлекало новых добровольцев и способствовало укреплению авторитета формирования.
17 сентября 2014 года батальон «Азов» реорганизовали в полк. Через некоторое время его переподчинили из МВД в Национальную гвардию. После этого стало возможно формирование резерва полка и появление в нем артиллерии и танков.
Предельная численность «Азова» была определена Министерством внутренних дел в 500 человек.
Именно рядом с Мариуполем находится постоянная база «Азова». В поселке Урзуф, неподалеку от города, проводятся регулярные факельные шествия, во всем цивилизованном мире ассоциирующиеся с временами правления Гитлера в Германии.
К марту 2019 года на Украине действуют тесно связанные с «Азовом» «Национальный корпус» и его силовое крыло «Национальные дружины». Они имеют разветвленную сеть филиалов по всей стране, а также тренировочные лагеря для детей. По заявлениям лидеров «Корпуса» и «Дружин», организации готовы при необходимости вывести на улицы тысячи штурмовиков. Сам полк при этом является центром подготовки кадров для этих организаций. Молодые радикалы получают в «Азове» военную подготовку и боевой опыт на востоке Украины.
*Организация запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного суда