Несмотря на протесты украинской стороны, французская делегация прибыла в Крым в преддверии годовщины референдума.
«Я вижу аэропорт. Это экономическая динамика для России. То, что я заметил, — много строительства», — рассказал корреспонденту РИА Новости член Парижского совета Ив Поццо ди Борго, который посещал полуостров до референдума.
За пять лет инфраструктура полуострова колоссально изменилась: за счёт строительства новых ТЭЦ энергодефицит остался в прошлом, запущен в эксплуатацию газопровод из Краснодара в Крым, открыто движение по первому участку федеральной автомагистрали «Таврида» и, конечно, построен Крымский мост через Керченский пролив.
«Я считаю, что это абсолютно нормально, что Крым стал российским. Это было сделано немного быстро, но история нам показывает, что Крым должен быть российским», — заявил ди Борго.
Среди историков до сих пор нет единого мнения, почему секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев передал Крым Украинской ССР в 1954 году. По мнению главного научного сотрудника института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук Сергея Мошкина, это решение связано со строительством Северо-Крымского канала, имевшего ключевую роль в решении проблемы обеспечения полуострова пресной водой. Дело в том, что канал брал начало от Каховского водохранилища, расположенного на территории Украины, и заканчивался оросительной системой в Крыму, относящемуся к РСФСР. Перед властями страны встал вопрос, кто будет управлять строительным процессом, если проекты в каждой республике находились в ведении конкретного республиканского министерства. Эксперт считает, что именно в тот момент Хрущев решил включить Крымскую область в состав Украины для решения организационных проблем, потому что УССР была ближе и уже активно участвовала в строительстве оросительной системы.