Практически полное отсутствие зрения не помешало Владиславу Кондратюку стать преподавателем информатики. Он учит слабовидящих детей в школе-интернате 93.
Ольга Мурга — воспитанница интерната. Несмотря на слабое зрение, она уверенный пользователь ПК, легко находит в Интернете всю информацию, необходимую для учебы. Девушка даже ведет странички в «Фейсбуке» и «Инстаграме». В соцсетях у нее несколько сотен друзей. Правда, на их снимках девушка не различает мелких деталей.
У Юлии Ткаченко зрение еще хуже, чем у ее одноклассницы, — меньше 1%. Она различает лишь силуэты людей и не видит ни одного из доступных человеческому глазу цветов. Любит смотреть кино и сериалы, следит за сюжетом, слушая диалоги героев. Фильмы для себя девушка самостоятельно находит в Интернете. Всемирную паутину ей тоже помог освоить учитель информатики.
«Через поисковик зайти в YouTube и написать, какой фильм или сериал хочешь посмотреть. Я знаю на память русскую и английскую клавиатуру, для этого у нас есть специальные уроки», — говорит Юля.
Всем компьютерным премудростям детей с проблемами зрения обучает Владислав Кондратюк. С детства незрячий, в юности он понял, что именно за информационными технологиями будущее, и начал отслеживать новинки компьютерного обеспечения и специальные возможности каждой операционной системы.
«Работать учителем информатики или другого предмета — это тяжелая работа. И неважно, есть проблемы со зрением или нет, дети есть дети. Нужно их направлять, мотивировать, подчеркивать, что компьютерные технологии очень важны, особенно для нас — людей с проблемами зрения», — говорит Владислав Кондратюк.
В своей школе он работает еще и системным администратором и электронщиком: чинит и настраивает все компьютеры.
Преподавать информатику детям с проблемами зрения — задача очень и очень сложная, рассказывает учитель. Сначала — долгий теоретический курс: ученикам словами объясняют, что такое компьютер, как он устроен и как работает. В четвертом классе они начинают осваивать клавиатуру со шрифтом Брайля. В этом помогает специальный тренажер: нажимаешь найденную на ощупь кнопку, а устройство произносит букву, цифру или знак. Через какое-то время запоминаешь расположение клавиш, и можно садиться за настоящий компьютер.
Незрячему человеку необходимо особое программное обеспечение, в частности скринридеры, которые читают вслух активный (тот, что под курсором) текст, названия выбранных кнопок, всплывающих окон и так далее. Если быть настойчивым, знать, чего хочешь, то со временем можно научиться даже программировать.
Вообще, он старается жить полноценной жизнью. Владислав Кондратюк увлекается не только программированием, но и спортом. Скажем, занимается велосипедным туризмом — гоняет вместе с другом на тандеме, участвует в велосотке и других пробегах. Пару лет назад учитель занялся каратэ (бесконтактным) и уже выступает на соревнованиях. Недавно получил желтый пояс. Вот такой необычный человек.
Кстати, а вы знали, что школа 93 для слабовидящих детей ведет свою историю с 80-х годов XIX века? Группа одесских интеллигентов — жена градоначальника Зеленая, чиновники Орлов и Данский, купец Маврокордато, доктор медицины Мицкевич и графиня Витте — решили открыть в городе училище для слепых детей. Такое уже действовало в Петербурге. В 1887 году по инициативе Павла Зеленого в Одессе появилось отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых с училищем при нем. В первый год оно приняло всего десять учеников, мальчиков, но потом постепенно разрослось. В нынешнее здание на улице Героев Крут школа переехала в 1972 году.
Авторы материала — Юлия Долганюк и Лариса Коваль, фото из личного архива Владислава Кондратюка