Царский крестник и черносотенец
Хотя, конечно, попытки втиснуть личности мирового масштаба в узко национальные рамки выглядят неуклюже. Творческие дерзновения Сикорского, Королёва или Антонова, их свершения могли воплотиться в жизнь лишь в стране соответствующего уровня.
Я это не к тому, что Украина и ее граждане не могут годиться своими земляками и почитать их. Могут — и обязательно должны. Вот только делать это стоит уместно, объективно, не вычленяя отдельные эпизоды из биографии, не приписывая кому бы то ни было выгодных нынешней политической конъюнктуре посылов.
На Украине современным ее официальным идеологам нравится американский период жизни Сикорского, а еще его полное неприятие революции как таковой. В этом отношении его биография почти идеальна. Игорь Иванович действительно не принял ни 1905 года, когда в пику студенческой вольнице уехал учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано, ни Октябрьской революции 1917 года.
Сикорский был известен своей преданностью царскому престолу и не стеснялся это демонстрировать. Поэтому с приходом к власти большевиков у него была одна дорога — в эмиграцию.
Приняв приглашение французского правительства продолжить работу на заводах союзников, авиаконструктор в марте 1918 года убыл из Мурманска за границу. А через год он перебирался в США.
Первое время Игорь Сикорский зарабатывал на жизнь, преподавая математику в Нью-Йорке. Только в 1923 году ему удалось с помощью русских эмигрантов открыть фирму "Sikorsky Aero Engineering Corporation". Кстати сказать, вице-президентом этой компании некоторое время был великий русский композитор Сергей Рахманинов.
Великий конструктор никогда не скрывал своего негативного отношения к советскому строю, но при этом всегда оставался патриотом России. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить родину, когда она того от нас потребует», — говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам.
Будучи верующим человеком, Игорь Сикорский способствовал развитию Русской православной церкви в США. Им было написано несколько богословских трактатов: «Послание молитвы Господней», «Невидимая брань», «Невидимая встреча», «Эволюция души», «О смысле жизни», «В поисках Высших Реальностей».
Где эта улица, где этот дом?
Киевляне, конечно же, почитают Сикорского и, отдадим должное, кое-что сделали для увековечивания его памяти. Его имя носит улица в украинской столице, в его честь названы Авиакосмический лицей Национального авиационного университета, а с некоторых порт и аэропорт "Жуляны".
Нынешним киевским властям, при их стремлении приписать едва ли не все достижения человечества украинцам, подхватить бы благодатную тему Сикорского. Но как только дело касается не символических шагов, а реальных вложений, стразу возникает целый ворох проблем.
Речь идет о доме Сикорских на Ярославовом Валу, вернее о том, что от него осталось. Вот уже многие годы не удается изыскать средства для его реставрации.
Дом был построен в 1903 году профессором-психиатром Иваном Сикорским, отцом будущего авиаконструктора. Здание является памятником истории. Как утверждают старожилы, на нем раньше была памятная табличка, но потом ее украли на металлолом.
В 1992 году сооружение поставили на капитальный ремонт, отрезав все коммуникации. Шло время, дом Сикорского ветшал и разрушался. В 2000 году здание на 49 лет арендовал международный благотворительный фонд «Музей истории воздухоплавания и авиации имени Сикорского». Среди его учредителей, кстати, числились родственники политика и бизнесмена Нестора Шуфрича. Однако фонд реставрацией не занимался.
Сегодня энтузиасты бьются за сохранение Дома Сикорских, пишут во все инстанции. Чтобы привлечь внимание общественности, они провели выставку «Наш Сикорский».
Суд принял решение о прекращении аренды помещения упомянутым выше фондом из-за невыполнения им своих обязательств. Но коренным образом это проблему, разумеется, не решило. Выделить деньги на реставрацию не спешат ни государство, ни частные меценаты. Между тем, только на первичные работы по укреплению здания нужно минимум 60 миллионов гривен. Специалисты говорят, что по состоянию на 2017 год дом уже потерял 69% материальной составляющей. Если срочно не будут приняты меры, Киев навсегда утратит исторический Дом Сикорских.