Первый момент — в ходе описания встреч (на этот раз не в Facebook, а в Twitter), которые начались уже 11 февраля, Аваков всячески педалировал интерес встречающей стороны к его роли в проведении выборов на Украине и его мирному плану для Донбасса.
Обсуждение выборов на Украине
«С заместителем госсекретаря США Кирстен Мэдисон обсудили привлечение наших партнеров INL (Бюро по международным вопросам, связанным с наркотиками и правоохранительной деятельностью (The Bureau of International Narcotics and Law Enforcement Affairs (INL), входящее в состав Госдепартамента США. — Авт.) к мотивационной ипотечной программе МВД в части администрирования. Американская сторона подчеркнула важную роль МВД в обеспечении прозрачных и честных выборов в Украине», — говорится в официальном аккаунте министра в Twitter (судя по тому, что страница украиноязычная, а министр внутренних дел Украины на этом языке почти не говорит, ведет страницу кто-то из его подчиненных, взятых Аваковым с собой в поездку).
Об этом же Аваков заявил в выступлении перед журналистами после встречи с с Кирстен Мэдисон (видео опубликовано на странице заместителя министра, директора Департамента коммуникаций МВД Украины Виктории Навроцкой, сопровождающей шефа в поездке): «Мы обсудили очень важные вопросы, которые интересуют американскую сторону. Речь идет об обеспечении процесса честных и прозрачных выборов в Украине, президентских выборов, затем парламентских выборов, и, конечно же, американская сторона этому уделяет большое внимание, и я понимаю почему. Я проинформировал наших коллег о том, что мы обеспечим все необходимые результаты».
В тот же день министр внутренних дел Украины встретился с еще одним заместителем главы Госдепартамента США. «Провели встречу с зам. пом. госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дж. Кентом, сошлись во мнении о принципиальной важности обеспечить в Украине честные, прозрачные выборы. Обсудили актуальные вопросы двусторонних отношений. Рад, что нашел понимание и поддержку партнеров», — сообщалось по итогам встречи на официальной странице Авакова в Twitter.
Для «самостоятельного центра силы» и ведет себя министр слишком угодливо, буквально заявляя в Вашингтоне: «Чего изволите-с? Не беспокойтесь, исполним в лучшем виде-с».
Что касается «плана малых шагов», представленного им в Вашингтоне, стоит сказать, что плану-то уже скоро как год. Заявил о нем Аваков еще в интервью, опубликованном в интернет-издании «Украинская правда» 16 апреля 2018 года (что интересно — в ходе его предыдущего официального визита в Вашингтон, начатого 15 апреля), официально представил 7 июня. С тех пор план толком никуда и не продвинулся в плане разработки, но, по словам Авакова, 12 февраля в Институте мира США «обсуждали юридические аспекты, конкретные механизмы и красные линии деоккупации — речь идет о конкретике», которой все уже заждались.
Впрочем, вся конкретика плана походила на обычную презентацию в картинках, и в значительной части повторяла обычную уже историю про «угрозу с Востока». Между тем, у данного плана есть очень выразительный аспект — он предполагает поддержание порядка на территориях, которые Украина «деоккупирует», силами Национальной гвардии и Национальной полиции Украины. А ведь никто не отменял Операцию объединенных сил (ООС), которая 30 апреля 2018 года сменила АТО. Разница между двумя операциями состоит в том, что в ООС руководство всеми задействованными силами (включая полицию и Нацгвардию) осуществляет армейское командование. А никто в Министерстве обороны не давал Авакову полномочий обсуждать с кем-либо, да еще «через их голову», вопросы разрешения ситуации в зоне ООС.
Опять-таки, эта инициатива призвана реанимировать статус-кво образца 2017 года, когда Порошенко и Аваков обладали сходными силовыми возможностями (а по факту министр внутренних дел превосходил президента, так как армия не действует в тылу) и вели активную конкуренцию за право возглавлять операцию в Донбассе. Но практически реализовать свой план Аваков никак не может — это прерогатива других ведомств, и даже в обход их он не проведет нужный законопроект через Верховную Раду.
Тем не менее, настойчивые попытки торга Авакова с Вашингтоном по поводу его возможностей в ходе контроля за президентскими и парламентскими выборами на Украине достаточно выразительны и вполне могли найти за рубежом интересантов.