На заявление Порошенко отреагировала глава Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир. По ее словам, «решение об отказе гражданам одного государства в возможности аккредитоваться не имеет прецедентов и противоречит обязательствам, принятым государствами-участниками ОБСЕ».
А что же спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер?Утром 7 февраля в "Твиттере" он раскритиковал решение украинской власти, но уже вечером того же дня «исправился» и поддержал позицию Порошенко.
Исключить не получится
Волкер понимает, что воспринимается на Украине как «посланник "атлантического бога"», поясняет директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
«Узнав, что Рада проголосовала закон о запрете работы российских избирателей на выборах, он просто привел свой утренний твит в соответствие с реальностью, чтобы не потерять лицо», — предполагает политэксперт.
Но другое дело ОБСЕ. В организацию входят 57 государств, есть устав, который гласит: все члены организации имеют право посылать на любые выборы своих наблюдателей. Хотя если посмотреть на ситуацию глазами украинской власти, присутствие российских представителей ОБСЕ во время выборов — недопустимо.
В то же время из 770 человек в составе спецмиссии ОБСЕ на Украине, размещенной на юго-востоке страны, 37 человек — граждане Российской Федерации.
Кроме того, ОБСЕ руководствуется Копенгагенским документом о проведении выборов от 1990 года, где указано, что представители любого участника организации могут участвовать в качестве наблюдателей в избирательном процессе, а их количество регулируется законодательством принимающей стороны.
«Исключить россиян из специальной мониторинговой миссии не получилось бы никак, иначе Москва просто не проголосует за ее пролонгацию, поскольку решения принимает постоянный совет ОБСЕ», — сказал Толстов.
Как бы не заиграться
Сейчас же остается открытым вопрос: могут ли не признать украинские выборы, если на них не будет российских наблюдателей?
По утверждению Сергея Толстова, не все специалисты по международному праву считают, что официальное признание одним государством результатов выборов в другом — обязательно. По крайней мере, об этом гласит панамериканская конвенция 1933 года о правах и обязанностях государств.
«Другой важный момент, который необходимо учитывать: зависимость Украины от нефтепродуктов из России и Белоруссии составляет 82%. Плюс угольная зависимость украинских электростанций (от угля из Донбасса и России. — Ред.) и непонятно какие темпы перехода на неантрацитовые виды угля украинской теплоэнергетики. Вдобавок ожидаемые проблемы в атомной энергетике», — отметил эксперт.
Если же Украина на фоне такого удручающего положения дел будет продолжать играть в «война — не война», хуже будет только ей.
Идеальное решение
В свою очередь политолог, директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко предложил, по его мнению, «идеальный вариант» решения этой задачи.
По мнению Белашко, Украине всего лишь нужно официально согласится допустить российских наблюдателей, а России — официально отказаться от делегирования своих представителей в Украину.
«Есть здравый смысл. Если российские представители приедут в страну в качестве официальной делегации, они могут стать и объектами провокаций, и покушений», — объяснил эксперт.
С одной стороны, так был бы соблюден и устав ОБСЕ, и украинские патриоты остались бы довольны тем, что они, якобы применив все рычаги дипломатического влияния, «заставили агрессора отступить».
С другой же стороны, по словам политолога, у Москвы найдется возможность признать президентские выборы легитимными и «продолжать ту гибридную дипломатию, которая есть сейчас».
Метод Порошенко
Белашко считает, что России нет смысла влиять на украинские выборы, поскольку в них не участвуют «какие-то пророссийские кандидаты».
«Да, отдельные силы и кандидаты полуподпольно позиционируются как пророссийские, но это те, кто не имеет шансов даже теоретически попасть во второй тур», — заявил политолог.
В то же время вполне реален силовой срыв избирательного процесса самой украинской властью, добавил эксперт. Это может произойти, когда станет ясно, что Петр Порошенко не пройдет во второй тур или проигрывает в нем. Ведь админресурсом много не доберешь, не более 12%, и то — если не будет противодействия, утверждает эксперт.
«Если же Порошенко будет проходить во второй тур, то до 10 апреля, когда станут понятны результаты социологии по второму туру, думаю, никаких попыток сорвать, не признать или отменить выборы не будет», — прогнозирует Белашко.