Теперь этот лакомый кусок крымской земли грозит выйти боком украинскому дипломату, которого обвиняют в государственной измене.
Коротко напомним, что посол Украины в Канаде Андрей Шевченко в далеком 2005 году купил за 20 тысяч долларов 2 гектара земли в Сакском районе Крыма. Тогда Шевченко еще не был политиком, а работал журналистом «5 канала». Но в 2017 году, когда Крымский полуостров уже как 3 года был присоединен к России, Шевченко продал эти земли жителю российского Башкортостана за 78 тысяч долларов.
Этот факт удалось вскрыть известному украинскому юристу Андрею Портнову. Благодаря его стараниям прокуратура в Украине начала расследование против Шевченко по факту владения и пользования землей в «оккупированном Крыму». «Криминал» в том, что сделка была оформлена на бланках с гербом России, а «оккупированный полуостров» значится как Республика Крым. И по законам Украины «идейный» посол Украины в Канаде не должен был продавать эту землю, принадлежащую, по мнению украинской власти, Украине, по российским законам и регистрировать эту сделку в российских органах власти. Но продал и зарегистрировал. С точки зрения российского законодательства в этом нет ничего криминального, к тому же и продавец, и покупатель заплатили в российскую казну все положенные сборы и налоги. А вот с украинской дело обстоит совсем иначе. Чтобы скрыть сам факт сделки, Шевченко нигде в украинских декларациях ее не проводил и налогов с этой сделки, естественно, не платил.
В качестве доказательств реальности сделки на своей странице в Facebook юрист Андрей Портнов опубликовал копию договора купли-продажи, в которой указан кадастровый номер участка. Именно по нему нам и удалось отыскать землю, которой на протяжении 12 лет владел посол Украины в Канаде.
Когда мы разглядывали кадастровою карту, нас одолевали сомнения: зачем человеку было покупать себе кусок земли в пустом поле? Неужели это можно назвать «инвестициями в будущее», как характеризовал это приобретение сам Андрей Шевченко, оправдываясь перед журналистами за свои владения в Крыму? Но, когда мы прибыли к указанному месту, все стало понятно.
Село Уютное в Сакском районе Крыма — это по сути часть курортной Евпатории. На машине от центра города до этого, с позволения сказать, села 6 минут езды. Перед Уютным расположен уникальный национальный спортивно-оздоровительный центр. Помимо огромной территории с личным пляжем и гостиницами здесь огромное количество спортивных объектов: стадионы, бассейны, спортивные залы… Благодаря такому соседству дорога на село Уютное оборудована новыми остановочными павильонами, по хорошему асфальту сюда ходит общественный транспорт из Евпатории. Рядом озеро Мойнаки и, конечно же, лазурное море.
Само Уютное вовсе не напоминает село, скорее частную базу отдыха, состоящую из множества отелей и мини-гостиниц. Среди них и затерялись 2 гектара земли, так удачно приобретенные еще в украинские времена Андреем Шевченко. Уже на месте найти их не составляет труда. Судя по кадастровой карте, бывшие владения Шевченко едва ли не самый большой кусок земли в одних руках на этой территории.
А обнесен этот кусок полутораметровым забором из ракушечника. Забор появился тут совсем недавно, о чем можно судить по свежему цементу между камнями. Ворота тут не заперты, а лишь подперты камнем. Внутри, на самом участке, пасутся несколько коров, которые, судя по всему, принадлежат смотрителю этих земель. Для Крыма — обычная практика, когда сторож использует хозяйские угодья под собственные нужды. Кто-то пасет коров, как в данном случае, кто-то даже организовывает кинологические клубы. А что? Владельцы крымских земель, на которых еще не выросли постройки, обычно находятся далеко от этой собственности и не в силах контролировать то, что тут происходит.
Как известно, земля посла Украины в Канаде еще в 2017 году была продана жителю Башкортостана. Новый владелец поступил с ней самым обычным образом — повесил на заборе объявление о продаже участков. Не одного участка, а именно участков! Это говорит о том, что проданные Шевченко 20 тысяч квадратных метров крымской земли разделят и «задвинут» небольшими кусками под гостиничную или частную застройку, что в Крыму обычное дело.
Напомним: Шевченко купил этот участок земли за 20 тысяч долларов, а продал за 78 тысяч, получив от сделки 400% прибыли. Тут, правда, тоже возникают сомнения. Потому что на самом деле после 2014 года цены на крымскую недвижимость сильно подросли, и реально эта территория стоит значительно больше. Как правило, часть денег при ее купле-продажи в виде наличности переходит от покупателя к продавцу, минуя регистрационные и налоговые органы. Имела ли в данном случае место такая незаконная по российским законам сделка, нам неизвестно. Но цены здесь обычно куда выше. Сколько прибыли от этих угодий после разделения и продажи частями получит новый собственник, тоже остается только гадать. Хотя очевидно, что в этом случае «навар» будет куда больше.
А вот послу Шевченко, похоже, уже не радостно от своей прибыли. Сделка с крымской землей теперь может стоить ему не только репутации, но и дипломатической службы. Ведь продать что-либо в российском Крыму можно только по законам РФ. А это значит, что, продавая здесь землю по российским законам, посол фактически признал эту территорию российской.