Это ставит перед главным военным союзником Москвы вопрос выбора, причем не в самый лучший момент российско-белорусских отношений.
Неприятный, но ожидаемый сюрприз
Мало кто обратил внимание на то, что Белоруссия как наследница СССР также является участником этого договора. И 2 февраля 2019 года Минск получил официальное уведомление американской стороны о выходе США через полгода из договора о РСМД. МИД Белоруссии ответил пространной «обеспокоенностью», в которой много слов о нагнетании напряженности, необратимых последствиях, эскалации конфликтного потенциала, новом витке гонки вооружений и серьезных долгосрочных последствиях для европейского континента. Минск призвал США и Россию проявить высокую ответственность за судьбы мира.
Вместе с тем выход США из договора по РСМД совсем не был сюрпризом для Минска. Президент Белоруссии комментировал его еще осенью-зимой, причем не тратя лишних слов.
Позиция Лукашенко
Глава белорусского государства в январе сего года прямым текстом сказал о том, что Соединенные Штаты Америки выходят из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности для того, чтобы иметь возможность разместить такое вооружение на территории Украины. Это было официальное мероприятие в преддверии 100-летия МИД Белоруссии, на нем присутствовал глава внешнеполитического ведомства Владимир Макей. Сказанное является официальной позицией Республики Беларусь, которое предназначалось для прессы.
«Я публично говорю: не дай Бог, там будут поставлены ракеты меньшей и средней дальности (почему сейчас этот договор перечеркнули фактически). До Урала обстреливается полностью малыми ракетами вся Россия. Так надо и в силу этого закрывать эту проблему», — подчеркнул белорусский лидер.
Также Лукашенко сообщил о том, что на последней Мюнхенской встрече предлагал американцам и европейцам обсудить эту проблему хотя бы в рамках ОБСЕ. Но Запад не желает даже диалога.
На сегодня известно о том, что президент России также приостановил участие Москвы в договоре и официально поручил обеспечить зеркальный ответ на угрозу прямой подготовки к войне со стороны США. А министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что ответ в любом случае будет совместным, в рамках Союзного государства. То есть и Белоруссии тоже.
Позиция белорусской «пятой колонны»
В феврале 2019 года именно к нему обратились агенты оппозиционной Лукашенко «Хартии-97» за комментарием по вопросу отношения Минска к приостановке договора об ограничении ракет средней и малой дальности. И он, комментируя, как бывший высокопоставленный сотрудник МИД Белоруссии, лицо оппозиции в эмиграции, которую называют «пятой колонной», сказал о том, что в случае дальнейшей эскалации ракетное вооружение может быть размещено на территории РБ.
Он занимался этим договором, так как территория Белоруссии подпадала под его действие. Хотя к моменту обретения независимости соглашение было уже выполнено на территории республики. Все ракеты были вывезены для уничтожения, шахты были ликвидированы, места базирования закрыты.
«Американцы обыграли Россию в переговорах по договору о ракетах средней и меньшей дальности и заставили Москву уничтожить самые современные ракеты, которые были у Советского Союза», — признал политэмигрант.
Опасная ситуация
Чтобы выяснить позицию Минска и его планы в связи с ожидаемым, но очень неприятным ренессансом холодной войны в самом опасном ее проявлении, важно понимать не только мнение президента Белоруссии, но и взгляд западных партнеров России и ее ближайшего союзника. Как стало известно, США официально уведомили Минск о приостановке договора. Никаких отдельных официальных пояснений, что касается конкретно Белоруссии, Вашингтон не делал. Но это отнюдь не значит, что на берегах Потомака забыли о таком важном и возможном плацдарме для гонки ядерных вооружений ХХI века, как Белоруссия, и не посылают ей сигналы.
Важным маркером является именно мнение представителей «пятой колонны», которые разместились в Великобритании — самом укромном месте, где скрываются наиболее значимые для Запада персоны. Так что и сам месседж, и тот, кто его озвучил, через кого и откуда — все это можно считать прикрытием официальной позиции Запада. После того как Александр Лукашенко озвучил свое понимание намерений Запада разместить ракеты средней и малой дальности на территории Украины, Запад ответил примерно в таком же ключе — что Москва обязательно ответит размещением такого же оружия на территории Белоруссии.
Это логично и возможно, потому что не противоречит ни одному соглашению между Россией и Белоруссией, следует из духа и буквы военно-союзнических отношений. До этого, конечно же, пока далеко. А может быть, такой сценарий вообще не будет реализован. Сам договор будет действовать еще полгода, а за это время Москва и Вашингтон, возможно, договорятся до чего-то еще. Но прецедент создан.
Выход США из договора — несомненно, ультиматум России. А на такое Москва всегда отвечает жестко, поскольку не приемлет шантаж.
Подарок или проблема для Минска
Экономика превыше всего, и Александр Григорьевич будет пробивать если не компенсацию за налоговый маневр России, то позиции белорусской стороны в работе совместной правительственной группы по этому вопросу. Обострение международных отношений и реанимация гонки ракетных вооружений — также отличный повод для разговора по договору о Союзном государстве и его обновлении в свете изменившихся реалий. Скорее всего так и будет.
Есть и актуальные задачи меньшего масштаба. Лукашенко высказался об антибелорусской и против него лично пропаганде в российских СМИ, а также на некоторых анонимных площадках. Первое очевидно. Поисковые системы выдают в разделе «новости» настоящие «перлы». Некоторые издания не скрывают своей позиции. Что уж говорить об анонимных «инсайдерах»?
Это очень беспокоит Минск, причем настолько, что на повестке дня с участием президента стоял вопрос «отражения информационных провокаций, выявления информационных угроз и оценки рисков».
Несомненно, все эти вопросы будут иметь больше шансов решиться в пользу Белоруссии, если белорусская сторона на высшем уровне будет апеллировать к обострению российско-американских отношений в рамках РСМД.
Немного холодной воды
Для того чтобы быть справедливым, ни в коем случае нельзя игнорировать слухи, переносчиками которых служат анонимные СМИ. А они обращают внимание на то, что на фоне кажущегося охлаждения российско-белорусских отношений, которые правильнее назвать «прагматизация», Минск может рассматривать ряд шагов в сторону Запада. К сожалению, дыма без огня не бывает. К примеру, 1 февраля стало известно о том, что заместитель министра иностранных дел Белоруссии был замечен на полуторачасовой панельной дискуссии на Атлантическом совете в Вашингтоне.
Это так называемый Atlantic Council, на нем вырабатывается вся стратегия НАТО в плане противодействия России, которая затем озвучивается на официальных мероприятиях. Это место, где служащие различных ведомств в полуофициальной обстановке могут вырабатывать позицию по борьбе с Москвой. И там выступил заместитель Макея — Олег Кравченко. Этот факт многие могли истолковать как маркер потепления отношений с США и НАТО. И недоброжелатели Александра Лукашенко в некоторых российских СМИ именно так его и истолковали.
Остается наблюдать за дальнейшим развитием ситуации. И дай Бог, чтобы все негативные версии оставались фантазиями анонимных «инсайдеров».