По мере строительства новых газопроводов на Украине усиливаются опасения, что с 2020 года страна утратит статус транзитёра.
«1 января заканчивается контракт с Россией на поставку газа и на гарантированные объёмы. Для того, чтобы обслуживать даже пустую трубу, нам нужно $3 млрд в год. Теперь не будет ничего — договор новый не заключают. С чем мы останемся? Это за Украину или против?» — заявил депутат Верховной Рады Вадим Рабинович в эфире телеканала NewsOne.
Он подчеркнул, что вопреки заявлениям о том, что не будет «Северного потока — 2», Запад понимает, с кем имеет дело.
21 января в Брюсселе прошли трёхсторонние переговоры о судьбе украинского маршрута после запуска в эксплуатацию газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
Министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил позицию Москвы о готовности продлить контракта, если его условия будут экономически выгодными, а также призвал «Газпром» и «Нафтогаз» урегулировать судебные споры в международных судах. Однако министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил о неприемлемости продления действующего документа без экспертных консультаций, как предлагала российская делегация, поскольку за последние годы законодательство Украины изменилось. В свою очередь, Еврокомиссия предложила сторонам подписать контракт на срок более 10 лет и прописать в нём такие объёмы транзита, чтобы они были привлекательны для инвесторов, которые займутся модернизацией украинской ГТС.