«ArcelorMittal Кривой Рог» — и сейчас самое крупное предприятие горно-металлургического комплекса Украины с полным металлургическим циклом.
Как добывалась сталь
«Строй заводы-гиганты» — один из главных девизов периода индустриализации Советского Союза. И действительно, за время существования режима, признанного сейчас на Украине преступным, в стране возвели крупнейшие заводы.
16 июня 1931 года председатель ВСНХ Орджоникидзе подписал приказ о строительстве металлургического завода в Кривом Роге. Завод запроектировали на четыре доменные печи первой очереди с расчетом на доведение в будущем их числа до восьми.
Первый бетон в фундамент будущей домны заложили 7 ноября 1931 года. Основные работы на строительстве доменной печи начались в 1932 году. 4 августа 1934 года выдали первый чугун на доменной печи №1, названной «Комсомольская».
К началу Великой Отечественной войны на предприятии действовали три доменные печи общим объемом 3160 куб. м, бессемеровский цех с двумя трехтонными конвертерами. Завершался монтаж блюминга, обладавшего по тем временам уникальными возможностями.
Во время войны оборудование частично эвакуировали на Урал, а само предприятие оказалось практически разрушено. В первый послевоенный год Гипромез разработал обоснование, а в 1947 году — проектное задание на восстановление и развитие первой очереди комбината. В марте 1949 года первую доменную печь восстановили. В январе 1950-го выдала чугун доменная печь № 2, в сентябре 1951 года — печь № 3. Возобновили работу аглофабрика, ремонтно-механический, кузнечный и другие вспомогательные цеха.
После того как разрушенные во время войны цеха вновь встали в строй, последовал настоящий производственно-технологический прорыв. Ежегодно в эксплуатацию вводили мощности, равные среднему металлургическому заводу того времени. Изменения в первую очередь коснулись бессемеровского цеха: его переоборудовали в кислородно-конвертерный (продувка кислородом сверху, причем вместо кислой применялась основная футеровка). Это дало возможность получать сталь почти всех марок при достаточно высоком качестве.
В 1956 году начал работу мелкосортный стан «250-1» — первый в Советском Союзе двухниточный непрерывный прокатный агрегат с автоматизированным управлением. По степени насыщенности механизмами и автоматическими устройствами он не имел себе равных. Уже через год на заводе сдали в эксплуатацию четырехниточный непрерывный автоматизированный проволочный стан №1, который также был построен по последнему слову техники.
28 февраля 1958 года Криворожский металлургический завод стал предприятием с полным металлургическим циклом. В этот день состоялось горячее опробование механизмов блюминга «1150». К слову, блюминг №1 «Криворожстали» являлся в те годы крупнейшим в СССР.
После этого новые прокатные станы завода вступали в строй с перерывом в несколько лет, а общее их количество достигло десяти.
6 сентября 1958 года на 25 дней раньше графика построили «Криворожско-Комсомольскую» доменную печь №4, меньше чем через два года — ДП-5, еще через год — ДП-6, еще год — первый чугун выдала ДП-7. ДП-5, ДП-6 и ДП-7 имели полезный объем 2000 кубометров каждая. Эти криворожстальские домны были на момент задувки крупнейшими в Советском Союзе.
В последний день 1960 года вступила в строй полностью механизированная первая мартеновская 600-тонная печь — самая мощная в мире! Чуть позже запустили еще четыре печи, а в 1972 году начал выпускать металл первый двухванный сталеплавильный агрегат мартеновского цеха. Пять лет спустя встал в строй наиболее мощный и самый совершенный в СССР ДСПА №6, на котором, как и на первой «двухванке», было освоено производство низколегированной и канатной стали.
Последним объектом сталеплавильного передела комбината стал конвертерный цех №2, сданный в эксплуатацию 4 ноября 1965 года, причем по проектной мощности он почти равнялся мартеновскому и первому конвертерному цехам вместе взятым. Уже в 1971 году в нем работали шесть конвертеров сразу. Интересно, что такое техническое решение было реализовано только в Кривом Роге, поскольку на то время в мире трудно было найти цех, где было бы больше трех конвертеров. В 1970-е годы ККЦ №2 мог производить до 6,5 миллионна тонн стали в год!
Подобная масштабность была свойственна и доменному переделу. 27 октября 1967 года первый чугун выдала домна №8. Полезный объем печи составлял 2700 кубометров. За ввод в действие самой большой на тот момент доменной печи в мире коллектив Криворожского завода был награжден Дипломом второй степени, одной серебряной и тремя бронзовыми медалями ВДНХ СССР.
Но это выдающееся достижение меркнет перед славой знаменитой «девятки» — доменной печи №9, которая с момента задувки 30 декабря 1974 года установила новые мировые рекорды по мощности. Ведь полезный объем ее составлял ни много ни мало 5000 кубометров! Печь была оснащена самым современным на тот период оборудованием, а уровень технологии производства соответствовал высочайшим мировым стандартам: впервые была внедрена конвейерная шихтоподача, придоменная грануляция шлака, на желобах и конвейерных трактах были установлены аспирационные установки. Существенным шагом вперед стала автоматизация управления технологическим процессом производства чугуна.
Что касается прокатного передела, то и здесь Криворожский метзавод стал экспериментальной площадкой СССР: на нем испытывались новые технологии и применялись решения, которые потом становились достоянием всего советского ГМК.
Так, в 1964 году запустили штрипсовый стан, на базе которого появился сортопрокатный цех №2. Его продукцией была стальная горячекатаная полоса толщиной 3-8 мм и шириной 290-415 мм, которая поставлялась на трубопрокатные заводы и служила для производства сварных труб. Проектная мощность штрипсового стана составляла 1,7 миллиона тонн в год. Так, стан непрерывного типа имел 14 рабочих клетей с индивидуальными приводами.
Кроме обычной полосы в истории штрипсового стана был особый вид продукции, который не выпускался нигде, кроме «Криворожстали». Речь о специальном заказе Тульского оружейного завода, в соответствии с которым криворожские прокатчики освоили выпуск рифленого штрипса. Покрытая ромбообразными насечками полоса применялась при производстве реактивных снарядов для установки «Град».
Когда в Советском Союзе приобрели лицензию на производство итальянского автомобиля «Фиат-124», тольяттинским автомобилестроителям приходилось доставлять металл для будущих машин самолетом прямо из Италии: в СССР ничего подобного не изготавливали. В результате было принято решение освоить производство металлоизделий для «Жигулей» в Советском Союзе. А «Криворожсталь» занялась выпуском конструкционного подката, из которого затем вытачивались элементы крепежа: гайки, болты, цилиндры.
В 1977 году в сортопрокатном цехе №3 началось горячее опробование мелкосортного стана «250» №6 уникального в Советском Союзе по мощности, сортаменту, насыщенности технологическим оборудованием. Отличие стана от других станов страны состояло в том, что он был предназначен для производства среднего и мелкого сортового проката исключительно в бунтах весом до 2100 килограммов. На стане были установлены автоматическая линия дефектоскопии, нагревательная печь с шагающим подом, 20 рабочих клетей.
Кроме того, в комплекс МС-6 входило отделение зачистки заготовок с шестнадцатью высокопроизводительными зачистными станками шведской фирмы «Центромашин». Нагревательная печь с шагающим подом и плоскопламенными горелками обеспечивала быстрый и равномерный по всему сечению нагрев заготовки с минимальным количеством окалины. Для обработки большегрузных бунтов сортового проката в комплексе стана было предусмотрено специальное термическое отделение с проходными и колпаковыми печами. Стан был оборудован автоматизированной системой управления технологическими процессами.
Когда Советский Союз прекратил свое существование, прежние связи с автопроизводителями России распались, Запорожский автозавод не нуждался в таком количестве подката, и МС-6 пришлось приспособить для производства катанки, предварительно реконструировав его.
Поразительно, но в 1980-е годы, когда «Криворожсталь» переименовали в комбинат, производство стали и металлопроката превышало нынешний уровень, а работало на предприятии меньше 30 тысяч человек!
Смутное время
К сожалению, в 1990-е годы «Криворожсталь» пережила то, что и вся страна: безвластие и падение производства, разворовывание предприятия и невыплату зарплаты.
В эти годы прекратили свое существование конвертерный цех №1, штрипсовый стан, проволочный стан №2, мелкосортный стан №6 оказался в «кастрированном» состоянии, был закрыт новейший цех блюминг №3. Особенно тяжелой выдалась первая половина десятилетия, когда предприятие покидали опытнейшие специалисты.
Доходило до того, что цеха направляли своих рабочих в управление персонала для вербовки «новобранцев» в конкретное структурное подразделение. Все это было: вывоз свежепрокатанного металла в грузовиках и составами в неизвестных направлениях, бартерные расчеты, остановки цехов и прокатных станов, задолженности перед подрядчиками и коллективом…
В начале 1990-х годов, когда решались вопросы выживания комбината, на «Криворожстали» на базе предыдущей разработки внедрили ресурсосберегающую технологию производства конкурентоспособного на мировом рынке арматурного проката нового поколения. Это позволило предприятию экономить на каждой тонне продукции около 20 долларов.
Несмотря на все трудности объективного и субъективного характера, комбинат расширялся. В 1996 году в состав «Криворожстали» вошли Новокриворожский горно-обогатительный комбинат и Криворожский коксохимический завод имени Коротченко. В том же году в соответствие с приказом Министерства промышленности совхоз-комбинат «Нивотрудовской» Апостоловского района был присоединен к «Криворожстали» в качестве агропромышленного комплекса. Пять лет спустя на базе мощностей рудоуправления имени Кирова на комбинате было создано шахтоуправление по подземной добыче руды.
Так «Криворожсталь» стала единственным на Украине предприятием с полным циклом горно-металлургического производства, начиная с добычи руды и заканчивая прокатным переделом. Это дало почти полную независимость от поставщиков сырья, а также позволило увеличить объемы своего производства и укрепить позиции на внешнем и внутреннем рынках. И что интересно, все слияния проводились при полной поддержке государства, само же предприятие не платило за это ни копейки.
Приватизация и реприватизация
К моменту приватизации в 2004 году «Криворожсталь» оставалась единственным на Украине государственным предприятием металлургического комплекса. Приватизационный конкурс проходил за несколько месяцев до окончания президентских полномочий Леонида Кучмы.
Конкурс сопровождался скандалом. Фонд государственного имущества Украины ввел дополнительные условия, лишив зарубежных участников возможности участвовать в приватизации комбината. Победу одержал консорциум «Инвестиционно-металлургический союз», предложивший за 93% акций «Криворожстали» 4,26 млрд грн (около 800 млн долларов) при стартовой цене 3,8 млрд грн (около 760 млн долларов). Консорциум специально создавался для покупки «Криворожстали». Его основными совладельцами были System Capital Management бизнесмена Рината Ахметова и «Интерпайп» зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука.
После прихода к власти Виктора Ющенко решением Верховного суда Украины приватизацию «Криворожстали» признали незаконной. Предприятие вернули в государственную собственность. В октябре 2005 года был проведен повторный конкурс. Аналитики полагали, что цена «Криворожстали» может достичь 2,5-2,7 млрд долларов, однако реальность превзошла самые смелые ожидания. Конкурс выиграл металлургический холдинг Mittal Steel Germany GmbH, заплативший за 93% акций 4,8 млрд долларов.
В 2006 году предприятие переименовали в «Миттал Стил Кривой Рог». Позднее компания Mittal объединилась с компанией Arcelor, и предприятие назвали ArcelorMittal Kryviy Rih.
Вскоре после отмены результатов конкурса консорциум Ахметова и Пинчука начал судебные баталии. ИМС обжаловал это решение в ЕСПЧ, требуя $12,9 млрд материального ущерба, ссылаясь на увеличение цены предприятия и доход, полученный компанией на протяжении 2005-2007 годов, а также предполагаемую потерю дивидендов. В июле 2018 года Европейский суд по правам человека отказал Инвестиционному-металлургическому союзу в компенсации ущерба, понесенного в результате реприватизации «Криворожстали».
В июне 2013 года Коммунистическая партия Украины зарегистрировала в Верховной Раде законопроект о возвращении в государственную собственность целостного имущественного комплекса ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог». Основание — несоблюдение ArcelorMittal инвестиционных обязательств, взятых при покупке «Криворожстали». Кстати, это единственный случай в украинской приватизации, когда срок контроля выполнения инвестиционных обязательств составляет 30 лет, тогда как в остальных случаях он вшестеро меньше. Однако со сменой власти на Украине разговоры о повторной реприватизации «Криворожстали» прекратились.
Компания ArcelorMittal инвестировала в развитие предприятия с момента его покупки 9 млрд долларов с учетом приобретения актива, став крупнейшим иностранным инвестором на Украине. В ближайшие несколько лет планировалось вложить еще 1,5 млрд долларов в развитие производства до 2022 года.
На данный момент в ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог» работают более 21 000 человек, средняя заработная плата составляет 14 000 грн ($534).
Последствия блокады
По итогам 2016 года АМКР достиг 10-летнего максимума в производстве стали — 7 миллионов тонн, при этом в 2017-м планировалось сохранить данный показатель. Но события в стране внесли коррективы в планы металлургов.
В начале марта 2017 года, когда торговая блокада Донбасса еще была делом рук исключительно группы депутатов и ветеранов АТО, крупнейшее на Украине металлургическое предприятие «ArcelorMittal Кривой Рог» заявило, что блокада несет угрозу стабильному энергоснабжению и может привести к сокращению производства.
В предблокадном, 2016-м, году «ArcelorMittal Кривой Рог» получил чистую прибыль в размере 2,7 млрд грн (6,58 млрд руб.), а чистый доход меткомбината по итогам года достиг 52,96 млрд грн (129,1 млрд руб.). В 2016 году произвели 7 млн тонн стали, что приблизительно на 12% больше, чем годом ранее. Но блокада внесла свои коррективы, и компании, которые поставляли на комбинат основные сырьевые материалы — уголь, кокс, известняк, ферросплавы и металлолом — стали испытывать трудности, и меткомбинат уже не мог закупать у них продукцию.
Тем не менее, предприятие получило в 2017 году 5,06 млрд грн (12,34 млрд руб.) чистой прибыли, что почти вдвое больше, чем годом ранее. Чистый доход от реализации продукции составил $2,49 млрд (66,19 млрд грн). При этом объем продаж металлопродукции составил лишь 5,4 млн тонн, что на 11,5% меньше показателя 2016 года (6,1 млн тонн). Что касается экспортных продаж металлопродукции в 2017 году, комбинат понес потери на традиционных рынках сбыта в размере около 1,5 млн тонн проката.
Итоги 2018 года пока не подведены, но предприятие планировало произвести минимум 5,7 млн тонн готового проката и 6,5 млн тонн стали. Руководство АМКР называло эти планы «амбициозными».
Забастовки
В мае 2018 года работа на комбинате была практически полностью парализована из-за забастовки сотрудников железнодорожного цеха, которые требовали повышения зарплаты и обеспечения безопасных условий труда на предприятии, где произошло несколько аварий.
Протесты среди рабочих комбината активизировались после аварии 29 апреля, когда во время наладочного пуска доменной печи № 9 произошел неконтролируемый выброс жидкого чугуна. И это был не первый случай ЧП: в марте в одном из цехов комбината произошло обрушение железобетонных перекрытий во время дождя.
Рабочие стали выходить на митинги с требованием повысить зарплату до 1 тыс. евро, предоставить нормальные условия труда, обеспечить проверки исправности оборудования и зданий завода, принять все меры по недопущению несчастных случаев на производстве. В руководстве комбината заявили, что забастовка незаконна, а зарплату сотрудникам недавно повысили на 20%. За январь-сентябрь 2018 года средняя заработная плата на крупнейшем меткомбинате Украины составила 13 469 грн (около 490 долл.).
Протестующие достигли своей цели: 1 октября АМКР увеличил на 10% заработную плату всем своим сотрудникам и персоналу дочерних предприятий.
Экология в опасности
По итогам 2017 года «ArcelorMittal Кривой Рог» оказался крупнейшим загрязнителем по выбросам в атмосферу. Об этом свидетельствует рейтинг Минприроды «ТОП-100 крупнейших предприятий-загрязнителей» за 2017 год.
Руководство Криворожского горисполкома потребовало от администрации комбината снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и выполнять городскую экологическую программу на 2016-2025 гг., согласно которой природоохранные меры при реконструкции коксовых батарей повлекут за собой снижение выбросов на 1,600 тыс. тонн в год. Однако в 2017 году на коксохимическом производстве меткомбината объемы выбросов возросли на 842 тонны (5%).
За 2017 год объем выбросов диоксида серы в атмосферу в Кривом Роге составил 10,2 тыс. тонн, из них меткомбинату принадлежит 7,9 тыс. тонн (78%). Результаты автоматизированного мониторинга противоречат утверждению работников экологической службы «ArcelorMittal Кривой Рог» о том, что производственная деятельность не влияет на повышенный уровень загрязнения воздуха диоксидом серы.
Перспективы
В 2017-2018 гг. рост мировой экономики был максимальным с 2011 года — 3,7%. Поэтому наблюдалась благоприятная ситуация на рынках стали. Но, согласно консенсус-прогнозу, долгосрочно ожидается небольшое замедление темпов роста до 3,4% в 2019-2023 гг.
А глобальные и региональные тренды указывают на замедление роста потребления стали в будущем. Согласно прогнозам World Steel Association, в долгосрочной перспективе спрос будет расти на 1% в год. Консалтинговые компании Accenture и McKinsey допускают более слабые темпы роста в случае существенного снижения металлоемкости мировой экономики под воздействием глобальных трендов.
На Украине горно-металлургический комплекс с учетом смежных отраслей занимает 11,8% экономики и около 30% экспорта товаров. Поэтому глобальные тренды и вызовы в металлургическом секторе непосредственно влияют на устойчивость экономики страны. Украинские металлурги гораздо тяжелее всех остальных переживают моменты кризисов на мировых рынках, так как сильно зависят от экспорта. Это уникальная ситуация, и такого нет ни в одной стране мира, чтобы металлурги экспортировали 80% от производства.
По данным WSA, в 2017 г. объем потребления стали на душу населения на Украине составлял 101,5 кг в год. Это в 2,8 раза меньше, чем в России, в 2 раза меньше, чем в Румынии, в 4,5 раза меньше, чем в Турции.
Так что перспективы у АМКР совсем не радужные. Тем более что Европейская комиссия в конце прошлого года ввела защитные меры против импорта стального проката. По основным видам продукции Украина получила индивидуальные квоты. Их размер установлен на уровне средних объемов импорта в ЕС за 2015-2017 годы.