Если за вторую половину декабря, то есть с момента проведения так называемого объединительного собора (15.01), произошло 32 перехода храмов УПЦ в ПЦУ (из них пять я определил как слабо подтвержденные), то за первую половину января — 31 (из которых как минимум два выглядят совсем слабо подтвержденными). Таким образом, за месяц с объединительного собора произошло 63 перехода (из которых семь выглядят достаточно слабо подтвержденными). Для сравнения: примерно столько же перешло из УПЦ за 2014-2015 годы, когда в захватах храмов активно участвовали отряды «Правого сектора»* и других националистических формирований.
Хронология переходов
Не позже 2 января, когда перешедший в ПЦУ митрополит Переяслав-Хмельникий и Вишневский Александр издал указ о принятии к себе настоятеля данного прихода, перешла в ПЦУ община Спасо-Преображенского храма в селе Хутор Ясный (Киевская область). То же относится к переходу общины Святого-Покровского храма в селе Охматов (Черкасская область), о котором стало известно 2 января из сообщений местных СМИ, цитировавших в том числе митрополита Черкасского и Чигиринского ПЦУ Иоанна (Яременко).
6 января перешла одна община — Святой Великомученицы Параскевы Пятницы в селе Каров (Львовская область).
7 января перешли шесть общин — Свято-Дмитриевского храма в селе Пужайково (Одесская область), Крестовоздвиженского храма в селе Деражное (Ровенская область), Святой Великомученицы Параскевы Пятницы в селе Тимошевцы, Святого апостола Иоанна Богослова в селе Малая Манькивка, Свято-Михайловского храма в селе Харьковка (Черкасская область) и, судя по всему, храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мерва (Волынская область). Даты последнего перехода нигде не указано, но известно, что 8 января настоятель храма был запрещен в служении «за уход в раскол» указом епископа Волынского и Луцкого УПЦ Нафанаила (Крикоты).
9 января перешли семь общин (известно, что первые две без священников, а следующие пять — с таковыми) — храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пузырьки и Свято-Михайловского храма в селе Победа (Винницкая область), храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Тележинцы, храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Закружцы, храма Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Пильки, храма Святого архистратига Михаила в селе Сухуженцы и храма Святого апостола Иоанна Богослова в селе Чижовка (Хмельницкая область).
11 января перешли пять общин — храма Святого архистратига Михаила в селе Комарово, храма Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Будное и Свято-Николаевского храма в селе Зведеновка (Винницкая область), Свято-Николаевского храма в селе Ворсовка (Житомирская область) и община в селе Тимирязевка (Николаевская область). О последнем переходе не только совсем нет деталей, но и нет информации о самом храме в данном селе даже на сайте Николаевской епархии УПЦ.
12 января перешла одна община (без священника) — храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мызово (Волынская область).
13 января перешло девять общин — храма Святого Юрия в селе Брыков (Тернопольская область), Успенского храма в селе Степановка (Винницкая область), храма Святого Иоанна Крестителя в селе Шандровец (Львовская область), храма Покрова Пресвятой Богородицы при Главном военном клиническом госпитале (Киев), храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Новостав (Волынская область), Свято-Вознесенского храма в селе Писаревка и Свято-Дмитриевского храма в селе Кривачинцы (Хмельницкая область), Николо-Успенского собора в Коломые и Свято-Михайловского храма в селе Поховка (Ивано-Франковская область). О первом из упомянутых переходов вообще нет деталей.
Столь большое число переходов в один день объясняется просто — это воскресенье, когда люди традиционно массово идут в храм на богослужение.
Упомянутая выше община храма Покрова при Главном военном клиническом госпитале в Киеве — это та самая, о которой я писал ранее в связи с тем, что там с начала Евромайдана перестали поминать патриарха Кирилла (хотя настоятель прихода протоиерей Олег Скнарь до сих пор значится на сайте УПЦ как глава комитета по культуре Киевской епархии) и еще до объединительного собора 15 декабря начали поминать патриарха Константинопольского Варфоломея. Еще в конце декабря один из прихожан этого храма, протоиерей Георгий Коваленко (бывший в 2006-2014 годах председателем Синодального информационного отдела УПЦ), заявлял, что пока община находится как бы между УПЦ и ПЦУ. Но в итоге выбор был сделан в пользу последней.
Конфликты
При этом основная часть этих переходов не характеризуется УПЦ как захваты, очевидно, потому, что общины переходили абсолютным большинством, вместе со своими приходскими советами и священниками (не случайно за первую половину января пять клириков были запрещены в служении за «уход в раскол», а ведь это крайняя мера и прилагается не сразу; к тому же в сельской местности один священник часто совершает литургию в храмах сразу двух-трех находящихся рядом населенных пунктов).
Как о захвате говорится о случаях, когда переход совершался без священника, выступавшего против. В этом случае в ход идут и ссылки на то, что документы собственности на культовое здание находятся у учредителя юридического лица, которым обычно и является его настоятель, на формальную сторону проведения собрания и т.д.
Но о захвате в классическом понимании этого слова — с физическим противостоянием, попытками срезания замков и прочим — речь идет пока в двух случаях.
Первый — это переход Свято-Михайловского храма в селе Красноволье (Волынская область). Голосование в селе прошло 30 декабря под наблюдением главы Маневичского района Андрея Линдюка. Позже сельский голова подтвердил журналистам, что 85% жителей Красноволья на собрании проголосовали за переход в ПЦУ. В свою очередь, настоятель храма, протоиерей Андрей Геналюк заявил: «В храме было проведено нелегитимное собрание, так как согласно уставу нашей церкви приходское собрание созывает настоятель. Поскольку я не видел необходимости проводить сегодня собрание, я их не созывал. Собрание было проведено самовольно, не соблюдены ни протокольная часть, ни регламент. Секретарь не был выбран. Поэтому эти сборы не имеют никакой юридической силы».
13 января дело дошло до прямого противостояния. Как сообщается на сайте Волынской епархии УПЦ: «В воскресенье сторонники ПЦУ в селе Красноволье Колковского благочиния помешали совершить божественную литургию, которую планировал возглавить управляющий Волынской епархией Украинской православной церкви епископ Волынский и Луцкий Нафанаил. Активисты перекрыли вход в местный Свято-Михайловский храм, помешав зайти внутрь даже настоятелю общины — протоиерею Андрею Геналюку. Священник в то время начал совершать проскомидию, однако вышел на улицу на шум, который происходил снаружи. Внутрь отец Андрей попал лишь впоследствии, под сопровождением сельского головы и местного декана от Киевского патриархата. По словам настоятеля общины, активисты были настроены резать замки на дверях храма. Однако, оказав давление на отца Андрея, агрессивно настроенные люди отобрали у священника ключи от дверей.
Накал страстей был нешуточным: «После долгих дискуссий компромисс так и не удалось найти. Со стороны сторонников ПЦУ звучали оскорбления и угрозы в адрес духовенства и верующих УПЦ. В итоге на дверях храма были сменены замки, а богослужение так и не произошло. Духовенство и верующие УПЦ, которые пришли на молитву, были вынуждены ехать в соседнее село, где в местном храме им таки удалось помолиться на воскресной литургии». На место событий было вызвано несколько экипажей патрульной полиции.
Но кто были противостоящие протоиерею и митрополиту? Судя по фотографиям с места событий на сайте Волынской епархии УПЦ, абсолютное большинство из заблокировавших вход в храм составляли женщины, прежде всего пожилые. Никаких парней в униформе.
Один из клириков УПЦ (названный «настоятелем храма Олегом», но настоятелем храма является протоиерей Андрей Геналюк) заявил в комментарии интернет-изданию «Вести»: «Часть жителей села просто заблокировали храм и решили, что он теперь будет собственностью ПЦУ. У нас есть все документы, все договоры о земле, наше имущество просто пытаются украсть. Любой суд нам обязан вернуть храм, следуя букве закона».
Проблема в том, что если на Западе церковные общины имеют четко установленное число прихожан (которое определяется на основе тех, кто платит церковный налог), то на постсоветском пространстве прихожанами считаются все, кто ходит в этот храм. И тут возникает вопрос: где реальная граница общины — только в числе упомянутых в учредительных документах людей либо это все жители села, в котором находится храм? Ведь и те, и другие считают его «своим», и применять термин «наше имущество» тут довольно неверно, ведь финансировали его строительство и ремонт, вносили пожертвования и прочее тоже всем селом. И судя по всему, противостояние в селе будет долгим, как ранее в селе Птичья (Ровенская область), где конфликт общины УПЦ и перешедшего в Киевский патриархат большинства жителей села длится с 2014 года.
А вот в селе Ворсовка (Житомирская область) не обошлось без давления представителей партии «Свобода» (об этом упоминает бывший на месте событий настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в городе Малине, протоиерей Павел Линник, говоря о присутствии в селе главы Малинского отделения партии) и ветеранов АТО, тем более всего в 6 км от села находится районный центр Малин с 26-тысячным населением. Как сообщил в группе «Малинцы» в Facebook один из пользователей: «Сегодня, 13 января 2019 года, община села Ворсовка Миланского района при поддержке Союза ветеранов АТО «Восток», активистов и других неравнодушных граждан не допустили проведения службы в храме села попами московской Церкви. Попы провели богослужение и пели на дороге. За ходом событий наблюдали и обеспечивали порядок работники отделения полиции города Малин. После массового выполнения гимна Украины мирная акция протеста была завершена. Слава Украине!»
Про участие представителей «Свободы» упоминается и в связи со сменой юрисдикции храма в селе Пужайковка (Одесская область). Одесское издание «Таймер» сообщило днем 13 января: «Храм Украинской православной церкви в селе Пужайково Балтского района Одесской области передают в управление новосозданной ПЦУ. Такое решение прихожанам огласил экс-председатель Балтского райсовета Виктор Сорока (член партии «Свобода»). По его словам, ему удалось собрать 300 подписей в поддержку перехода».
Вечером того же дня российский сайт «Русская весна» изложил это в такой версии: «О таком решении прихожанам сообщил бывший председатель Балтского райсовета Виктор Сорока, являющийся членом нацистской партии «Свобода», боевики этой группировки участвовали в захвате храма». Несложно заметить, что первая часть сообщения дословно скопирована с «Таймера», только добавлено про «боевиков группировки, участвовавших в захвате храма».
Но вот если заглянуть в более подробный репортаж с места издания «Думская», то все выглядит несколько иначе: «После литургии прошло собрание, и мы начали собирать подписи среди прихожан, сейчас их более 300, еще пару дней — и будет 500-600. Ситуация такова, что 90% прихожан — за переход в Украинскую церковь. Сегодня же к нам приезжал благочинный Московского патриархата и рассказывал нам, что мы идем в подчинение туркам, что мы не должны этого делать. Но люди не согласились с его аргументами». Да, это слова Сороки, но он даже не упоминает про окончательный переход (лишь про бывшее 7 января собрание, после которого начался сбор подписей, еще не завершенный, то есть окончательного перехода не произошло).
Нет сообщений о захвате храма и на интернет-ресурсах Одесской епархии УПЦ, хотя там оперативно освещали даже пикеты «Правого сектора».
Отдельно стоит упомянуть про такой пример принудительной смены юрисдикции как выселение 5 января общины храма Святого Александра Невского из здания, находящегося при Высшем профессиональном училище Национальной полиции в Виннице. «Нас выселили с имуществом из помещения (за отказ переходить в ПЦУ. — Авт.). Помещение принадлежит силовому ведомству», — сообщил настоятель храма протоиерей Виктор Парандюк.
Но тут получается коллизия — ведомство при выселении общины апеллирует к тому, что оно является юридически собственником помещения и на этом основании распоряжается принадлежностью общины храма… как и клир Волынской епархии УПЦ в Доброволье. Через три дня Парандюк упомянул про «демонтированный общиной купол, являющийся имуществом этой общины», то есть никто с храма его не свергал со стороны оппонентов — сами члены общины и забрали, уходя из помещения при полицейском училище.
В целом ситуацию можно охарактеризовать, как очень тревожную для канонической церкви — переход из УПЦ в ПЦУ идет довольно быстрыми темпами с участием радикальных элементов и при кураторстве госвласти.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ