По его словам, иск является козырной картой в переговорах с «Газпромом».
«Фактически мы говорим российским коллегам: если вы строите (обходные газопроводы. — Ред.) и не хотите транспортировать, то компенсируйте. Если хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейским правилам, с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться… или изменить его», — сказал Коболев.
По его словам, взыскание с «Газпрома» средств по спорам в отношении контрактов на поставку и транзит газа и подача второго иска вынуждают действовать аккуратно при выполнении требований европейских партнеров по отделению от «Нафтогаза» газотранспортной системы.
Между тем российские власти и представители «Газпрома» неоднократно заявляли, что транзит газа через Украину сохранится после 2019 года при его экономической целесообразности.
Стокгольмский арбитраж в декабре 2017 года и феврале 2018 года вынес решения по спорам «Газпрома» и «Нафтогаза» в отношении контрактов на поставку и транзит газа, обязав в итоге российскую компанию выплатить украинской $2,56 миллиарда.
«Газпром» их обжаловал в марте, а в мае потребовал полной отмены «транзитного» решения.
Украина 30 мая заявила о начале принудительного взыскания средств и поддержке судом ее ходатайства об аресте в Швейцарии акций Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG, а 5 июня — об аналогичном решении суда по активам «Газпрома» в Нидерландах.
28 декабря в «Экономической правде» обнародовали статью Коболева «Результаты 2018-го в газовом зачёте», в которой он назвал решение Стокгольмского арбитража достижением года.
Глава «Нафтогаза» добавил, что в 2018 году компания начала новый арбитраж, в рамках которого требует от «Газпрома» пересмотра тарифа на транзит в 2018-2019 годах. Исковые требования она оценила в $11,58 млрд (804,8 млрд рублей). Также в статье говорится, что «Нафтогаз» подал иск против РФ за утрату активов в Крыму на сумму более $5 млрд (347,5 млрд рублей).