Самый известный — это ритуал поминовения павших, проводимый бойцами полка «Азов» под Мариуполем, рядом с базой полка в поселке Урзуф. Первый такой ритуал прошел 22 октября 2015 года и с тех пор стал регулярным. Происходит это каждый раз с огромным размахом: в факельном шествии принимает участие около тысячи человек в форме и со знаменами, выстроенные в колонну. Завершается шествие на кургане, где водружены три огромных, в несколько человеческих ростов деревянных меча, воткнутых в землю вверх рукоятью.
На этом кургане «азовцы» зачитывают «молитву украинского националиста» (составлена в 1930-е годы в ОУН), а затем проводят ритуал, который первый командир полка Андрей Билецкий описал так: «Это перекличка мертвых, которая имеет сакральное значение». Командир называет имена погибших, а выстроенные шеренгой бойцы с щитами, на которых написаны их имена (точнее, позывные), отвечают ему: «В строю!»
Аналогичный ритуал, кстати, в 2017 году взяла на вооружение и неонацистская группировка «Карпатская Сечь», действующая в Ужгородской области. Описывается он ими так: «На центральной площади города националисты отдали дань уважения своим погибшим в боях с режимом внутренней оккупации и на восточном фронте собратьям, зачитав их имена и выкрикивая, подняв кверху правые руки, «Присутствует!».
Источник этого ритуала очевиден — поминовение «мучеников» мюнхенского «пивного путча» 1923 года, проходившее в нацистской Германии. «Памятный день павших героев нацистской партии отмечался в день начала «пивного путча» — 8 ноября; все основные церемонии проводились в этот день в столице движения — Мюнхене, — пишет российский историк Олег Пленков. — Эффектной была заключительная церемония праздника, которая называлась «последняя перекличка»: руководитель церемонии по очереди выкрикивал имена погибших партийных активистов, а из колонн формирований партии в ответ на каждое имя звучала соответствующая церемониальная фраза — «Здесь!».
Журналист Артур Приймак недавно поведал со страниц «Независимой газеты», что-де проводимый «Азовом» ритуал «на удивление похож на ритуалы «религии» СС, разработанные бывшим католиком Генрихом Гиммлером». Можно лишь удивиться плохому пониманию описываемой темы.
А вот мечи, на фоне которых все это проходит, — собственная инновация «Азова».
Строго говоря, установленные на кургане изваяния «азовцы» тоже скопировали, на этот раз с мемориала «Мечи в камне», сооруженного в 1983 году у норвежского города Ставангер в память о битве при Хаврсфьорде 872 года, объединившей Норвегию под властью конунга Харальда Прекрасноволосого и тем самым заложившей основу единого централизованного государства. Разве что под Ставангером мечи каменные, а под Мариуполем деревянные, что дешевле и быстрее для изготовления и установки. Без копирования националисты не могут, другое дело — смысл мемориалов разный.
Три меча под Ставангером символизируют меч Харальда, возвысившийся над мечами двух побежденных им в битве конунгов, тогда как под Мариуполем никакой битвы не происходило, и даже в создаваемой националистами мифологии ничего такого нет. То есть готовый образ из интернета был взят для иллюстрации неких других ритуалов.
«На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса (бога войны. — Авт.)», — так греческий историк Геродот, известный как «отец истории», описывал в V веке до н.э. ритуалы современных ему кочевников-скифов. Некоторые историки XVIII—XX веков считали скифов (то кочевых, то оседлых) прямыми предками восточных славян, эта идея перекочевала в арсенал украинских националистов.
29 июля в Харькове и 11 августа 2017 года в Киеве «Национальный корпус» провел лекции, посвященные акинаку (скифскому мечу). Характерны названия лекций — «Корни нации: скифы — оружие бога» (в Харькове) и «Скифский акинак: оружие-символ» (в Киеве).
А вот другой пример, уже из деятельности националистической партии «Свобода». В конце июля 2016 года Ирина Фарион, получившая скандальную известность как депутат Верховной Рады от «Свободы» в 2012—2014 годах, торжественно выдала замуж свою дочь Софию. По сути, партия для дочери Фарион нашлась в среде националистов. «Их свела «Свобода», — заявила Фарион 25 июля 2016 года в интервью газете «Высокий замок». — Наш Вася — «свободовец», был помощником одного из наших львовских депутатов Михаила Семчия». Познакомились молодые на одном из мероприятий «Свободы» во Львове, на свадебных гуляниях невесту от жениха прятали в доме бессменного вождя партии Олега Тягнибока.
В интервью «Высокому замку» Фарион описала и происходивший на свадьбе обряд, весьма необычный: «На свадьбе был один ритуал, который я совершила по их предварительному согласию, — вручение меча, который был обвит барвинком и облит медом. С того меча дети слизали мед. Это ритуал, который описал антрополог Федор Вовк в своем труде «Украинская свадьба» в 1916 году. Мама Василька держала хлеб, а я передавала им меч как символ мужества, ибо если ты хочешь иметь вишневый садок у хаты, то должен его защитить тем мечом».
Эти культы восходят еще к программным заявлениям националистов 1930-х годов.
«Уже в VI веке до Христа туземцы нынешней Украины, что отец истории Геродот называет скифами, имели… культ меча, который был идолом… Москаль И. Кульжинський писал еще в 1827 году о свадьбе наших крестьян: «барвинком и рутой обвивают украинцы предков меч, как жезл путеводный несут перед молодоженами и в церковь, и из церкви». И только культ и сила украинского меча позволили нашим предкам запустить плуг в землю на берегах Днепра», — писал в «Украинской военной доктрине», составленной приблизительно в 1938 году, теоретик ОУН Михаил Колодзинский, перед этим занимавший пост военного референта краевой экзекутивы ОУН на западноукраинских землях.
Об этом же в 1937 году в Варшаве рассказывал студентам в своей лекции на встрече Украинской студенческой общины публицист Евген Маланюк, близкий к ОУН, хотя и не входивший в ее ряды: «Да ведь еще в 1827 году путешественник-чужак, описывая крестьянская свадьбу, записывает, что «барвинком и рутой украинцы обвивают предков меч, который, как жезл путеводный, несут перед молодоженами и в церковь, и из церкви» (И. Кульжинский «Малороссийская деревня», Москва, 1827). А в VI веке до Р. X. — туземцы Украины, которых Геродот называл скифами, имели… культ меча, который был идолом. От VI в. до Р. X. и вплоть до XIX в. по Р. X. — такова мера того аристократизма и той культуры».
Эта цитата многократно повторяется в эмигрантских изданиях националистов, например в выходившем в Британии журнале «Сурмач» за 1975 год. Меч, обвитый барвинком, вынесен на обложку эмигрантского издания труда Колодзинского, вышедшего в 1957 году в Торонто.
Вообще, националисты — люди очень плохо образованные, если Геродота отнесли к VI веку до н.э., а уроженца Черниговщины Ивана Кульжинского, преподававшего в учебных заведениях от Ровно до Харькова и оставившего ряд этнографических работ, записали в «москали» и «чужаки». Но найденная у него цитата им явно пришлась по душе.
Почему? Потому что внедряла в сознание культ меча, а вместе с ним — культ войны и агрессии. Именно Колодзинский в своей «Украинской военной доктрине» сформулировал идею «национального восстания», которое должно было уничтожить поляков и евреев на украинских землях. И его планы шли гораздо дальше. «Украина только тогда была сильной и занимала независимое место в истории, когда поступала согласно своему назначению. Когда отрекалась от своей миссии, то падала… Поcкольку украинский народ не продолжал политики Святослава и Владимира Великого, Восток Европы и до сих пор в аморфном состоянии, а каспийские степи вплоть до Алтайских гор еще недоступны для нынешней культуры и цивилизации», — писал Колодзинский.
Напомню, территориальные претензии к России — на Краснодарский и Ростовский край, часть Белгородской, Воронежской и Брянской областей (то есть как раз почти до Волги) входят в идеологию большинства националистических партий Украины. Часто эти претензии расширяются до Кавказа и Южной Сибири. В общем, всё как завещали когда-то Колодзинский и его единомышленники из ОУН.