Новогоднее поздравление президента Украины в связи с наступлением нового, 2019 года, кроме всего содержит его предвыборную программу — ведь 31 декабря стартовала избирательная кампания. О чём же отчитывается президент
В самом же начале поздравления Пётр Порошенко заявляет, что 2018 год ляжет в «архив украинской истории» рядом с 1991. Потому что «борьба за независимость украинской церкви продолжалась сотни лет и успехом увенчалась только сейчас» — «это знак Божий, что у нас, украинцев всё будет хорошо» (в цитатах — пунктуация сайта президента Украины). Томос «документально засвидетельствует нашу духовную независимость».
На месте украинцев я бы сильно заволновался, поскольку в этом коротеньком фрагменте — запредельная концентрация лжи. Так что если это и знак, то отнюдь не Божий, а совсем наоборот.
Во-первых, приравнивать независимость государства к независимости церкви — некоторая натяжка. В православии есть традиция, по которой государство тесно связано с церковью, но никакого канонического правила, согласно которому в независимом государстве непременно должна быть независимая церковь, нет.
Кстати, создание ПЦУ вообще происходит вне византийской традиции, поскольку Вселенский Патриарх тут действует не как «первый среди равных», а как «православный папа». В католической же традиции автокефалии не бывает: Папа — глава католиков всего мира.
Ну а напоминать о европейской традиции, согласно которой церковь отделена от государства (кстати, такой закон впервые был принят не в Советской России, а во Франции в 1905 году), как-то неудобно.
Во-вторых, правильно было бы сказать, что «борьба за независимость украинской церкви продолжалась сотню лет», поскольку эта борьба началась именно тогда, когда ею заинтересовались политики.
В-третьих, никакой «автокефальной Православной Церкви Украины» не создано. Нет, документ, который будет получен в Фанаре, скорее всего, будет называться томосом об автокефалии. Но. в соответствии с нормами устава новой церкви, которые уже опубликованы в СМИ, речь идёт об экзархате Константинопольского Патриархата, имеющего гораздо меньше степеней свободы, чем Украинская православная церковь.
Впрочем, украинский «безвиз» — тоже всего лишь либерализация визового режима. Ну и что? Власть отчиталась, население плодами пользуется… В случае с автокефалией речь идет о ещё более неочевидных вещах.
В-четвёртых, ПЦУ «признанная мировым православием» — это уж точно новогодняя фантазия гаранта. До настоящего времени она не признана даже Фанаром, а вопрос о её признании после получения томоса может привести к расколу мирового православия.
Стратегия
«Мы стали дальше от Москвы и ближе к Европе. Это — чёткая стратегия, которой непреклонно придерживаемся последние пять лет. Мы идём своим путём».
Принципиально важные моменты вбиты между двумя содержательными разделами выступления и сокращены до трёх предложений баз расшифровки. Даже непонятно, как это комментировать…
Единство и мир
Тема мира у президента подаётся в контексте единства — начинается фрагмент с «в единстве сила народа» и столетия Акта злуки (объединения — Ред.), а заканчивается обращением к «миллионам соотечественников в Крыму и по ту сторону Донбасса» (sic!) с обещанием «воссоединиться за одним столом, за которым Новый год празднуется по киевскому времени».
А уже внутри «единства» — крайне смелое утверждение о том, что «никто не желает мира больше чем мы», поздравление украинских военных и напоминание о пленных.
В общем, в этом периоде содержится тонкий намёк на то, что президент не видит другого способа обеспечения единства, помимо военной силы.
Ну и два пояснения.
1. В 2019 году действительно исполняется 100 лет со дня «Акта злуки» — объединения Украинской и Западно-Украинской народных республик.
Однако, даже по мнению современных украинских историков, объединение получилось чисто символическое, никакого реального объединения государств не произошло. Закончилось всё и вовсе печально — «главный атаман УНР» Симон Петлюра в конечном итоге передал территорию ЗУНР своим союзникам полякам, а Украинская галицкая армия закончила Гражданскую войну в качестве союзников большевиков…
2. «По ту сторону Донбасса» находится Область всевеликого Войска Донского. Спичрайтер президента не только посягнул на территориальную целостность России, но и признал, что на Донбассе «братьев» для нынешней украинской власти нет.
Заключение
«Впереди — постепенный рост экономики и восстановление уровня жизни. Это результат нашей совместной, кропотливой работы. Главное, в предвыборной гонке не затоптать ростки развития, пророщенные ценой больших жертв и колоссальных усилий каждого из вас».
Впереди — это не в наступившем году, а вообще. Президент не опускается до сколько-нибудь конкретных сроков, но намекает, что в ходе предвыборной борьбы повышения социальных стандартов не будет (это, кстати, сомнительно, даже несмотря на высокую степень независимости правительства и экономические проблемы).
Видеоряд
Сюжеты следующие:
— 30 января украинская крылатая ракета «Нептун» прошла успешные испытания.
— 12 марта НАТО признала Украину страной-аспирантом (Страна-аспирант — не статус, а сам по себе факт намерения Украины вступить в НАТО. Т.е., НАТО признала, что украинские власти желают вступления страны в организацию…)
— 17 апреля президент начал переговоры с Вселенским Патриархом относительно предоставления Томоса.
— 20 апреля украинский паспорт вошёл в топ-30 сильнейших в мире благодаря безвизу.
Речь идёт о рейтинге влиятельности паспортов в зависимости от количества стран, которые их обладатели могут посещать без виз. Первое место занимают Германия и Сингапур, которые имеют безвизовый режим со 159 странами. Украина — со 119.
— 2 мая на Украину из США прибывают первые противотанковые комплексы «Джавелин».
— 10 мая переговоры в Нормандском формате в голландском Аахене проходят без участия России.
Нормандский формат включает Россию, Украину, Германию и Францию. Если одна из сторон не принимает участия в переговорах, то это уже не нормандский формат.
— 23 мая украинские морпехи получают новые береты цвета морской волны.
— 24 мая открыт Бескидский железнодорожный туннель, соединивший Украину и ЕС.
По другую сторону Бескида (главного Карпатского хребта) находится Закарпатская область Украины.
— 12 июля президенты Украины и США встречаются на саммите НАТО.
— 28 июля в Киеве проходит Крестный ход за независимость Православной Церкви.
— 24 августа военный парад к 27 годовщине независимости Украины.
— 3 сентября — первый рейс Ryanair на Украину.
— 14 сентября украинский военный катер «Кентавр» спущен на воду.
— 4 октября Сенат США признал Голодомор геноцидом украинского народа.
— 4 октября «Слава Украине» стало официальным приветствием украинской армии.
— 18 октября Дарья Белодед выигрывает «золото» юниорского чемпионата мира по дзюдо.
— 27 октября украинские военные выиграли 20 медалей на «Играх непокорённых» в Сиднее.
— 1 ноября канцлер Германии Ангела Меркель с государственным визитом посетила Украину.
— 22 ноября изменения в Конституцию относительно членства в НАТО и ЕС одобрены в первом чтении.
— 25 ноября Россия напала на украинские катера в Чёрном море.
— 26 ноября президент ввёл военное положение на части территории Украины.
— 15 декабря — создана независимая Православная Церковь Украины. Томос — 6 января.
Итого: 22 новости, из которых 9 посвящены армии, 8 — международной политике (в основном в духе «господин назначил меня любимой женой» и 3 новости про НАТО), 3 — церковь, по одной — экономика и спорт.
Логику составителей понять, местами, мудрено. Например, военный парад 24 августа проходит каждый год, а выход на украинский рынок нового авиаперевозчика — явно не новость первой величины.
В общем, подборка новостей достаточно чётко показывает приоритеты украинской власти. Но тут, всё же, следует отметить, что внешняя и оборонная политика — непосредственная сфера ответственности президента. От решения же социально-экономических вопросов он сознательно уклоняется. Видимо, не случайно в видеоряде не нашлось места для столь очевидной «перемоги» как решение арбитража спора между «Газпромом» и «Нефтегазом» в пользу последнего — слишком токсичная тема.
Резюме
Выступление президента не отнесёшь к удачным не только в силу странностей работы райтеров, но и в силу того, что сам президент решил сосредоточиться только на одной теме — религиозной. Это явно не та тема, которая объединяет страну.
Впрочем, темы действительно важные президент совсем не игнорировал — он о них упомянул в духе «всё будет хорошо». Не объясняя, когда и кому.