Трудное начало
Старт работы «объединительного собора» был назначен на 10 утра. К этому времени площадь перед Софийским собором заполнили рядовые жители с разных концов Украины, которых подвозили до места специально организованные автобусы.
С расположенной здесь же сцене вовсю вещали чиновники, деятели культуры, ветераны боевых действий. Все они отмечали историчность момента и рассказывали о том, для чего холодным субботним утром людей свезли на это место.
В это же время в Софийский собор стали подтягиваться представители раскольнических структур. Отдельно камеры журналистов зафиксировали двух митрополитов канонической УПЦ — Винницкого Симеона (Шостацкого) и Переяслав-Хмельницкого Александра(Драбинко). Как выяснится в дальнейшем, они так и остались единственными епископами Московского патриархата, которые явились на данное мероприятие.
Приблизительно к 12.30 мимо народных масс, привычно приветствуя публику, в сторону собора прошествовал президент Украины Петр Порошенко, появления которого все ждали еще два часа назад.
В это же время тревожные новости стали поступать из Винницы, где местный кафедральный Свято-Преображенский собор был захвачен несколькими десятками неизвестных, которые отобрали ключи от здания и выставили там свою охрану.
В последствии выяснится, что эти люди имеют отношение к украинским спецслужбам и данная силовая акция является отнюдь не случайной. Именно туда триумфально должен был прибыть Симеон после своего избрания. Однако через несколько часов стало ясно, что этим планам не суждено было сбыться.
В итоге собрание все же началось, хоть и с опозданием.
Маневры вокруг Симеона
Пока за закрытыми дверями около полутора сотен раскольников утверждали устав новой «церкви» и выбирали ее предстоятеля, СМИ стали готовить общественность к победе протеже Порошенко митрополита Симеона, который тут же усилиями журналистов и блогеров превратился в кандидата номер один.
В сеть была запущена фальшивка о том, что спецслужбы силой принуждают епископат Московского патриархата подписывать доверенности на имя винницкого митрополита, которые помогут ему собрать необходимое число голосов.
В комментарии изданию Украина.ру киевский православный публицист Дмитрий Скворцов заявил, что после созыва неканонического «собора» возможно все, но голосование по доверенностям является перебором даже для местных непризнанных религиозных деятелей.
В это же время в интернете появилась фотография, где в президиуме «собора» в окружении посланцев Константинополя и украинских раскольников восседает Порошенко. Позднее, будут опубликованы и другие фотоматериалы, где вопреки ранее озвученным требованиям Фанара о тайном голосовании, «иерархи» делают свой выбор путем поднятия рук на глазах у главы украинского государства.
Около 17 часов началась трансляция обращения Порошенко к участникам «собора». В нем он поблагодарил Константинополь за заботу об Украине и заявил, что территория страны никогда не была канонической для русской церкви.
После этого собравшиеся в Софийском соборе приступили к голосованию, которое, как и все собрание проходило в закрытом от прессы режиме.
Филарет и его «рояль в кустах»
После 18 часов украинские СМИ сообщили, что имя новоизбранного главы «поместной» церкви будет объявлено с минуты на минуту.
Через некоторое время на сцену поднялся Порошенко в сопровождении спикера Верховной Рады Андрея Парубия и Епифания, после чего всем собравшимся на площади и у экранов стало ясно, кто именно победил на выборах.
Как выяснилось чуть позже, поднаторевший в подковерной борьбе Филарет все-таки смог в, казалось бы, безнадежной для себя ситуации переломить ход голосования и сделать так, чтобы его ставленник обошел президентского фаворита Симеона.
По информации BBC Украина, перед решающим туром Епифаний и Симеон набирали примерно одинаковое число голосов, и было непонятно, в чью пользу в итоге качнется чаша весов.
Но Филарет решил разыграть еще одну имевшуюся у него карту, в итоге ставшую козырной. Официально выдвигая от «Киевского патриархата» Епифания, он держал в уме и другого кандидата — Михаила (Зинкевича), которому симпатизировала пусть и меньшая, но способная принести несколько десятков голосов в общую копилку часть раскольников.
Именно после того, как Михаил снял свою кандидатуру, его «электорат» отдал свои голоса в пользу Епифания, который в итоге и победил.
Итоги
Комментируя итоги «собора», эксперты отмечают, что никакого создания «поместной» церкви на Украине не произошло.
По сути Фанар лишь узаконил украинский раскол, открыв Филарету при помощи «ручного» Епифания дорогу к поглощению конкурентов из неканонической «Украинской автокефальной православной церкви» и части УПЦ. В это же время Константинопольский патриарх Варфоломей не сможет материальными бонусами и прочими уступками Киева компенсировать те репутационные потери, которые он понес в результате украинской авантюры. Еще более туманным выглядит будущее Симеона и Драбинко, которые могут быть попросту задвинуты на задний план победившими филаретовцами.
Но главным проигравшим во всей этой истории уже называют украинское и шире, мировое православие. Не приходится сомневаться, что межрелигиозный конфликт на Украине выйдет теперь на новый уровень, а раскольники по всему миру получат наглядный урок того, как в угоду большой политике и сиюминутным интересам разрушить многовековые церковные каноны.