По словам прихожан церкви села Винятинцы, прямо во время богослужения группа священников в рясах набросилась на местного священника и стала его избивать. Прихожане вступились было за местного батюшку, в результате началась общая свалка.
«Этот крест во время той драки лежал на полу», — рассказывают потрясенные прихожане. По их словам, события разворачивались молниеносно. Владыка Тихон, руководитель Тернопольской епархии Украинской автокефальной церкви Украины (УАПЦ), с группой поддержки из числа священников УАПЦ набросился на священника Иоанна из Украинской православной церкви «Киевского патриархата» (УПЦ КП), затащив его за алтарь, и выбил его телом дверь в иконостасе.
Как говорят очевидцы, священника взяли за грудки, бросили за алтарь и стали там душить. Прихожане бросились в образовавшуюся свалку, кто-то из них получил в драке посохом по голове, от чего посох сломался напополам. Священник Иоанн (УПЦ КП) госпитализирован с многочисленными травмами и ушибами.
«Владыка Тихон сорвал с меня крест священнический, у меня сегодня боли сильные. Он сказал, я тебя убью. С правой и с левой стороны зашли священнослужители тернопольского клира. За лицо толкнул меня, и я ударился о стену», — говорит священник УПЦ КП, считая это местью за его переход в прошлом из УАПЦ в УПЦ КП.
В свою очередь, священники УАПЦ говорят, что это на них там напали и избили, а вторглись они в церковь из-за того, что считают местного священника УПЦ КП Иоанна прелюбодеем.
«Оказалось, что он прелюбодействует. На камеру все это снято, где его любовница говорит, что действительно совершала прелюбодеяние со священником Иваном Бойко. Другой факт — домогательства к несовершеннолетним, развращение», — говорит клирик кафедрального собора Рождества Крестового УАПЦ отец Василий Божакивский. Прихожане же данного села все эти обвинения отрицают.
Наиболее примечательный аспект этого инцидента — то, что конфликт происходит между представителями двух украинских церквей, которые должны объединиться 15 декабря, чтобы умилостивить президента Украины, то есть главу государства, которое формально считается светским.
Каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), как известно, отказалась участвовать в этом соборе, поэтому объединяться придется двум церквям, которые на Украине давно конфликтуют между собой. Можно предположить, что даже если этот «брак по расчету» состоится, то вряд ли он будет долгим и мирным, поскольку у предстоятелей этих двух церквей достаточно велики амбиции, и уступать друг другу они не намерены.
Именно этими двумя конфликтующими фракциями и придется, вероятно, руководить Константинопольскому патриарху. Обе рассматривают «объединительный собор» как возможность своеобразного рейдерского захвата и поглощения «конкурирующей фирмы» — прежде всего имущества и церквей УПЦ МП.
Обе церкви являются раскольническими с точки зрения УПЦ МП и в настоящем их виде пока не считаются легитимными даже в Константинополе, хотя Вселенский патриарх Варфоломей и снял с них анафему.
«Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей их Церквей, мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ являются легитимными, потому что это было бы весьма нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, которой был бы Московский патриархат», — заявил архиепископ Тельмисский Иов (Геча) в интервью ВВС.
Конфликт между двумя фракциями стал разгораться по мере того, как президент активизировал свои попытки организовать «украинскую поместную церковь» под «крышей» Фанара.
В октябре митрополит УАПЦ Макарий рассказывал в интервью украинским СМИ о противоречиях с УПЦ КП по поводу получения томоса и в особенности из-за устава новой церкви.
«Патриарх Филарет (УПЦ КП) обратился ко мне и сказал, что срочно нужно Собор созывать. Я ему говорю, что Собор собирать нет устава. А он мне: «А устав у меня есть». Я ему говорю: «У меня тоже есть, но из двух уставов надо сделать один устав». Он мне: «Нет, будет мой устав», — сообщил Макарий в ходе интервью.
Возмутило тогда Макария и то, что УПЦ КП стала навязывать ему и название церкви. «Название уже есть, и вы должны присоединиться», — процитировал Макарий слова Филарета. По словам Макария (УАПЦ), глава УПЦ КП Филарет также уверен, что на Украине будет патриархия, хотя Константинополь как раз настаивает на будущей украинской поместной церкви как его митрополии. Кроме того, УАПЦ требует полного подчинения Константинополю, а Филарет требовал для себя патриаршего сана и большей самостоятельности.
Дискуссии об объединении этих двух раскольнических церквей длятся уже более 10 лет, то есть начались задолго до президентства Порошенко, но до сих пор обе «фракции» так и не пришли к общему знаменателю. УАПЦ требовала назвать объединенную церковь Украинской автокефальной церковью Киевского патриархата и сохранить на местах всех ее архиереев, а Филарет требовал сохранить нынешнее название, УПЦ КП, а УАПЦ просто присоединить к ней.
О том, как бесславно закончилась прошлая «оранжевая» попытка объединить эти две группы церковников, глава УАПЦ Макарий рассказывал в своем интервью пару лет назад. Как оказалось, тогда тоже камнем преткновения стало название. «Мы встречались с Филаретом в 2007 году, когда Ющенко объявил досрочные выборы (в парламент. — Ред.). Мы два часа разговаривали. Он частично со мной соглашался, частично нет. Потом пришел Ющенко, вроде договорились. Владыка Евстратий вел протокол заседания и пишет: официальное название — КП, неофициальное — УАПЦ. Я сказал: я это подписывать не буду», — рассказывал Макарий. По его словам, Константинополь требовал их объединения еще в 2002 году, не уточнив условия такого объединения. «Макариус, вы объединяйтесь, а все остальное — не ваше дело. Вот такой я ответ получил в Константинополе», — говорил глава УАПЦ.
По поводу перспектив объединения их церквей глава УАПЦ давно выражал опасения, что вместо объединения может получиться только еще больший раскол из-за несовместимости их позиций. «Не дай Бог, повторить 1992 год. Такое хорошее было объединение, Кравчук его делал, а что из того вышло? Еще больший раскол», — говорил Макарий в 2015 году.
Можно ожидать, что и от нынешнего давления со стороны президента Порошенко выйдет в итоге только бОльший раскол, церкви на Украине будут множиться, а борьба за власть между иерархами раскольников будет усиливаться параллельно с их борьбой против канонической церкви УПЦ МП. И такая ситуация, по мнению украинского политолога Алексея Якубина, будет влиять на политику Украины и после смены власти, фактически увековечивая религиозный конфликт.
«Ситуация в церковном вопросе перейдет по наследству политикам будущего. Следующие президенты будут иметь дело с далеко идущими последствиями инициативы Порошенко. Не исключено, что вместо одной поместной церкви и УПЦ в стране будет действовать множество религиозных организаций, по тем или иным причинам не согласных присоединиться к автокефальному проекту. Также большую опасность представляют будущие неизбежные конфликты за власть над епархиями и благочиниями и за имущество — храмы, монастыри», — считает Якубин.
Фактически мы видим, как сейчас закладываются камни в фундамент длительного и кровавого религиозного конфликта на Украине. Подобные войны могут длиться веками с периодическими обострениями.
Психологически понятно, что раскольники (Филарет и Макарий) из церквей, которые ныне в православии признаются как опасные секты, не смогут ужиться в одном месте, в одной церкви и, что называется, за одним алтарем. Просто потому, что они — раскольники, они уже откололись от канонического православия. Они привыкли самостоятельно, никому не подчиняясь, править. И по большому счету на этот так называемый объединительный собор они идут грабить каноническую УПЦ МП, на что им дает такую возможность президент Украины Петр Порошенко. Но грабить и объединяться, это все-таки очень разные задачи. Грабить они готовы, а объединяться — лишь для видимости. И, собственно, именно эту ситуацию иллюстрирует инцидент в сельской церкви Тернопольской области.
Брак между УАПЦ и УПЦ КП, выражаясь фигурально, будет основан не на любви и уважении, а на ненависти к канонической церкви и желании ограбить ближнего, явно противоречащим основным постулатам христианства.