Скандал разгорелся после того, как бывший сопредседатель фракции «Оппозиционного блока» Юрий Бойко написал заявление в Национальное полицию, по факту которого Главное следственное управление открыло уголовное производство. Бойко обвинил бывших соратников в подделке документов и в препятствовании деятельности политических партий.
Донос — орудие политической подлости
Нынешний сопредседатель «Оппоблока» Борис Колесников и сопредседатель политисполкома партии Александр Касянюк во вторник, 11 декабря, побывали на допросе в МВД.
Борис Колесников, комментируя ситуацию, заявил, что такого прецедента на Украине ещё не было.
«В конце ноября меня пригласили на «Радио НВ». Среди прочего мы обсуждали съезд партии и то, что его нужно провести до 15 декабря. Это требование областных политсоветов. Мое заявление легло в основу доноса Юрия Бойко. Его обвинения заключаются в том, что я выступил по радио, а сопредседатель исполкома (Александр Касанюк) подделал документы. Как он может подделать документы, если он отправляет их от своего имени? С юридической точки зрения это дело — полный ноль. Все следствие смеется над ним. Никакого отношения к Министерству внутренних дел и к следственному управлению это не имеет», — написал Колесников на своей странице в Facebook.
«Мой правовой статус в этом деле — свидетель. Я добавлю: свидетель позора недовыдвинутого кандидата Юрия Бойко. Один из лидеров оппозиции пишет заявление действующей власти (с которой воюет) на своих коллег по оппозиции, чтобы сорвать съезд оппозиционной партии. Это нонсенс! Такого прецедента в истории Украины еще не было», — отметил политик.
Колесников заверил, что расколоть «Оппозиционный блок» не удалось, и съезд партии в любом случае состоится.
В партии напомнили, что Юрий Бойко и Сергей Лёвочкин были исключены из фракции «Оппозиционного блока» в Верховной Раде после того, как они «в одностороннем порядке приняли решение о слиянии с другой политической силой» (с партией «За жизнь». — Ред.). Для рассмотрения сложившейся в партии ситуации было назначено проведение съезда.
В партии считают, что Юрий Бойко написал заявление в Нацполицию для того, чтобы сорвать съезд. Об этом говорится в заявлении «Оппозиционного блока», обнародованном на официальном сайте политсилы.
«…Считаем необходимым отметить, что доносы в силовые структуры на своих бывших коллег — это поступок подлый и недостойный. Еще глупее вся эта ситуация выглядит, если обратить внимание на то, что доносы на коллег-оппозиционеров властям пишет якобы оппозиционный политик. Без сомнения, его псевдооппозиционность после этих действий стала очевидна и для рядовых партийцев, и для миллионов украинских избирателей», — говорится в заявлении.
Странность и моральную неоднозначность (если можно так выразиться) сложившейся ситуации отметил украинский политолог Андрей Золотарёв.
«Донос в политике — это признак слабости, а донос на своих вчерашних партнеров — вдвойне. Ситуация с разводом в «Оппоблоке» и раньше была далека от цивилизованной, а после заявления Бойко в полицию и вовсе запахла свинарником», — написал эксперт на своей странице в Facebook.
По его словам, «…идиотизм происходящего в том, что политик, называющий себя оппозиционным, обращается за помощью к власти в борьбе с теми, кто вчера был с ним под одним флагом».
«Банковая аплодирует стоя», — констатировал эксперт.
Оппозиция по вызову
Отметим, что в некоторых комментариях к посту выражается сомнение в действительной оппозиционности и тех партийцев, которые теперь обвиняют Юрия Бойко в «псевдоопозиционности».
В этом нет ничего удивительного. Многие на Украине сомневались и сомневаются в том, что в «Оппоблоке» действительно собрались оппозиционные к нынешнему украинскому режиму политики. Созданная из осколков Партии регионов политсила несёт ответственность за всё, что происходило и происходит в стране после победы Евромайдана (да и до этого разве не сами регионалы усердно тащили Украину «в Европу»?).
Ранее политэксперт Сергей Слободчук в интервью изданию Украина.ру назвал «Оппоблок» «официальной, лицензированной властью оппозицией». По его словам, перспективы этой политсилы — «под большим вопросом, потому что она создавалась как ситуативный союз».
Политолог отметил, что в партии «есть несколько групп влияния, они существуют в разных формах симбиоза с властью».
Но оппозиция ли это? Эксперт напомнил, что представители «Оппоблока» в парламенте отказались голосовать за отставку Арсения Яценюка с поста премьер-министра, отказались голосовать за отставку главы МВД Арсена Авакова, зато в июле 2017 года голосовали за новую редакцию закона о Конституционном суде, выгодную администрации президента Порошенко.
«Перечисляю всё это просто для того, чтобы не быть голословным в критике. Интересная у нас получается оппозиция — оппозиция по вызову», — резюмировал Слободчук.
И в этом с ним трудно не согласиться. По всем принципиальным вопросам, когда режиму необходима максимальная поддержка в парламенте, Оппоблок всегда голосовал так, как это было выгодно Порошенко. Голосование против инициатив президента было только тогда, когда голоса против решений власти сравнительно малочисленного Оппоблока ничего принципиально не решали.
При той системе отношения к реальной политической оппозиции, которая сложилась на Украине, несомненно, Оппоблок получил своеобразную "лицензию на оппозицию" от Порошенко с правом выступать с критикой "отдельных недостатков" власти.
Самоубийственный раскол
Раскол в «Оппозиционном блоке» негативно сказался на рейтинге этой политсилы. Согласно результатам опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС), «Оппоблок» выпал из перечня партий, которые набирают более 5% голосов и претендуют на прохождение в Верховную Раду. По данным КМИС, если бы выборы в парламент прошли в конце ноября-начале декабря 2018 года, за партию «Оппозиционный блок» готовы были бы проголосовать лишь 2% респондентов.
Как отмечают социологи, снижение рейтинга «Оппозиционного блока» на фоне стабильности показателей других партий произошло «за счет перехода Юрия Бойко в «Оппозиционную платформу — За жизнь».
Сторонники объединения «Оппоблока» с партией Вадима Рабиновича восприняли результаты опроса как подтверждение своей правоты. Так, нардеп от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрий Павленкосчитает, что «большинство сторонников и «Оппозиционного блока», и партии «За життя» («За жизнь») теперь готовы голосовать за «Оппозиционную платформу».
По мнению депутата, сейчас в интересах Порошенко предпринимается попытка рейдерского захвата «Оппозиционного блока» путем проведения нелегитимного съезда партии: «Ряд депутатов в руководстве сознательно идут на такой шаг, чтобы сохранить бизнес, решить свои личные вопросы путем «договорняков» с режимом и его чиновниками».
В целом картина печальная: настоящей организованной оппозиции, представляющей интересы тех украинцев, которые не поддерживают нынешний киевский режим (а это не только жители Юго-Востока) и хотели бы кардинальных изменений во внутренней и внешней политике, — такой оппозиционной силы в стране, похоже, нет. Ведь не считать же настоящей оппозицией режиму «Батькивщину», за которую, по результатам опроса КМИС, готовы проголосовать 23,4% опрошенных, или партию шоумена Зеленского «Слуга народа» (13%), которой вообще не существует? Такие рейтинги свидетельствуют лишь о том, что украинский избиратель разуверился во всём и… по-прежнему очень легковнушаемый.
Отдельная тема — левый фланг украинского политикума, практически полностью разгромленный после 2014 года. Есть ли у настоящих украинских левых шанс для самоорганизации? Как сказал в беседе с корреспондентом издания Украина.ру общественный деятель и профсоюзный активист Денис Левин, для этого «они прежде всего должны выработать чёткую антивоенную позицию, чётко обвинить своё правительство в нарушении всех гражданских норм, сказать, что именно своё правительство, а не какое-то чужое виновато в разжигании войны».
По мнению Левина, когда левые будут способны к этому, только тогда у них появится возможность действительно поднимать социальные проблемы.
Напомним, еще в январе 2017 года в украинских СМИ появилась информация о том, что руководство партии «Оппозиционный блок» приняло решение о разделении политического проекта между двумя группами ее главных бенефициаров — Сергеем Лёвочкиным, Дмитрием Фирташем и Юрием Бойко, с одной стороны, а также Ринатом Ахметовым и его командой, включая Бориса Колесникова, с другой.
В начале ноября текущего года сопредседатель партии и парламентской фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко подписал с главой партии «За життя» («За жизнь») Вадимом Рабиновичем соглашение об объединении под названием «Оппозиционная платформа — За життя».
Единодушия в Оппоблоке относительно этого шага нет: в партии объявили, что это была «частная инициатива» Бойко, и оценку его действиям должен дать партийный съезд. При этом ряд региональных организаций «Оппозиционного блока» поддержали идею создания оппозиционной платформы: с такими заявлениями выступили партячейки в Киевской, Житомирской и Одесской областях.