Генезис белорусского фашизма
Все три несли в себе вирус Гражданской войны. Правда, у украинских фашистов было больше юридических оснований, поскольку Украинская Народная Республика (УНР) реально существовала и даже была дипломатически признана рядом стран. У белорусов такого не было. Белорусская Народная Республика (БНР) была фикцией, субъектности у нее было. И поскольку после поражения в Гражданской войне деятели БНР были связаны только с Германией, то и ориентировались они на Рейх.
Нацистские корни
В Веймарской республике, сотрудничавшей с СССР, белорусские нацисты никак не проявлялись. Окно возможностей открылось после прихода к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). И летом 1933 года выпускник Санкт-Петербургского университета, бывший эсер Фабиан Иванович Акиньчиц создал в Вильне Белорусскую национал-социалистическую партию. Для отсидевшего шесть лет за антипольскую пропаганду Акиньчица это было опасно, однако в 1933 году за ним уже стояли немецкие кураторы.
Белорусские нацисты активно работали с ведомством заграничной политики НСДАП, на немецкие деньги основали в Вильне газету «Новы шлях», а в Берлине молодежный Союз белорусских студентов. С Третьим рейхом сотрудничало и «правительство» БНР в изгнании. «Третий президент» Василий Захарко, кадровый офицер русской армии, обращался к Гитлеру с меморандумом о «белорусском вопросе». Но в тот момент НСДАП и руководство Рейха еще не имели планов в отношении территории СССР.
Второе рождение БНР
Весной 1941 года было сформировано первое чисто белорусское диверсионное подразделение в составе полка спецназа «Бранденбург 800»: 1-й штурмовой взвод из 50 солдат. Аналогично немцы готовили десантников варшавского Белорусского комитета, в число которых включались пленные белорусы, добровольцы бывшего Войска Польского.
Правда, после нападения на СССР и крупных успехов вермахта оккупантам помощь местных коллаборационистов оказалась не нужна. Именно поэтому второго рождения БНР не случилось. И хотя все, кто до войны сотрудничал с Рейхом, в штатном режиме и прибыли в оккупированный Минск, им доверили лишь не политические, совещательные функции: здравоохранение, культуру и образование в составе Белорусской Народной Самопомощи.
Коллаборационистам, среди которых были Акиньчиц и активисты его БНСП — Козловский, Островский и Ермаченко, хватило ума и осторожности, чтобы не повторить авантюру бандеровцев во Львове, самовольно провозгласивших восстановление УНР, за что их отправили в лагеря. Так что до 1943 года белорусские коллаборационисты оставались на десятых ролях. Вместо БНР был создан колониальный Генеральный округ Белоруссия во главе с генкомиссаром Кубе.
Самые бесполезные союзники Гитлера
Именно так: в отличие от украинских националистов, белорусские оказались совершенно бесполезны Гитлеру и его ставленнику в «Вайсс Рутении» Вильгельму Кубе. Он поручил им создать «Белорусское научное общество».
В июне 1942 года оно было организовано и назвалось в честь хозяина именем Кубе. Правда, ученые бойкотировали работу общества, да и самому гауляйтеру было не до него, так что БНО существовало только на бумаге. Нацисты БНСП создали неполитическую «Женскую лигу», тоже лишь на бумаге. Профсоюзы в условиях тотальной безработицы в оккупированной республике не могли работать в принципе.
Начало конца
В 1943 году Берлин был уже вынужден обратиться за поддержкой к местному населению, которое в тот период ведомство Розенберга было готово признать арийцами. 22 июня 1943-го была созвана так называемая Рада доверия. Название отсылало к событиям времен БНР. На заседание Рады в Минский театр приехали в основном деятели культуры и безнадежные романтики. Председателем был избран выпускник Петербургского политехнического института, министр образования БНР 63-летний Вацлав Леонардович Ивановский. Характерно, что в повестке дня этого форума было только два вопроса. И оба они касались помощи в борьбе с советскими партизанами.
Судя по воспоминаниям участников, которые после войны жили в СССР, делегаты испытывали чувство полной безнадежности. Через месяц после Рады гауляйтер Вильгельм Кубе был взорван партизанами в собственном доме в Минске. Его пост занял боевой офицер СС Курт Готтберг, печально известный расправами над мирным населением. 7 декабря 1943-го в Минске партизаны уничтожили Вацлава Ивановского. А 21 декабря Курт Готтберг разогнал Раду доверия, разрешив возродить Центральную Раду, во главе которой поставил нацистов БНСП.
Ловушка для коллаборационистов
Действующий эсэсовец, фронтовик Готтберг перестал ставить на гуманитариев-романтиков. В феврале 1944 года он объявил мобилизацию местного населения в ополчение Белорусской краевой обороны, чтобы использовать его на фронте в качестве пушечного мяса. Ополчение было создано, его очень плохо вооружили, но в условиях советского наступления было не до него. Поэтому БКО быстро разложилась. Лишь две тысячи человек эвакуировали в Берлин, где доверили им перезаряжать орудия ПВО.
27 июня 1944 года в Минске Курт Готтберг провел Второй Всебелорусский конгресс, в котором приняли участие большинство активных лидеров коллаборационистов. На конгрессе вынесли решение о том, что Центральная Рада является единственным законным правительством Белоруссии. Современный оппозиционный эмигрант Зенон Позняк так высказался об этом форуме: «С 1941 по 1944 годы центральная Белоруссия, на которой действовала немецкая гражданская администрация во главе с Вильгельмом Кубе, пережила мощный национальный подъём».
Проект эсэсовца Готтберга, который дрался с белорусскими партизанами и ненавидел белорусов, был дьявольским. До советского наступления оставалось три дня. Через шесть дней в Минск вошла Красная армия. Так что у всех, кого Готтберг заставил участвовать в конгрессе, уже не было пути назад.
Смена хозяев
Лидер белорусских фашистов Фабиан Акиньчиц был убит партизанами в 1943 году. Член его партии Вацлав Козловский ликвидирован прямо в редакции пропагандистской газеты. Все, кого не постигла справедливая кара, бежали с отступавшими хозяевами. А после войны нашли новых. Случайно или нет, но все деятели БНР и БЦР умерли в США. Именно эта страна подобрала всех фашистских недобитков из Белоруссии, имея на них далеко идущие планы.
По причине их полной бесполезности непосредственно ими Вашингтон воспользоваться не смог. Но идеи заботливо сохранил и привил уже современным белорусским нацистам. Весь арсенал БНСП сегодня на вооружении «змагаров» БНФ и других оппозиционеров. Но это другая история.