Объединительный собор, на котором изберут главу создаваемой Константинопольским патриархатом и украинскими властями церкви, в Софии Киевской пройдет 15 декабря. Соответствующее заявление сделал президент Украины Петр Порошенко.
«Объединительный собор, который должен провозгласить создание автокефальной поместной православной церкви на Украине, утвердить ее устав и избрать предстоятеля, состоится 15 декабря 2018 года в Святой Софии, которая на протяжении веков была центром украинской религиозной жизни», — написал президент в Twitter.
Украинские политики обращают внимание на Софийский собор в Киеве не впервые. Ранее спикер Верховной Рады Андрей Парубий и вовсе призвал отдать этот памятник архитектуры Украины новой церкви.
«Я предлагаю, чтобы для службы новой поместной православной церкви, для служения священников мог использоваться и собор Святой Софии в Киеве как самый важный и ключевой храм украинского православия», — заявил глава украинского парламента.
Эти слова не на шутку встревожили даже самых отъявленных противников канонической Украинской православной церкви и сторонников новой, создаваемой Константинопольским патриархатом при активном содействии украинских властей.
В том, почему даже сторонники власти заявляют о неуместности передачи собора церкви разбиралось издание Украина.ру.
Как убить памятник
Софийский собор сегодня является частью заповедника «София Киевская». Кроме того, он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И тому есть веская причина. Это старейший каменный храм Руси на территории современной Украины, дошедший до наших времен. Чуть «моложе» его Спасо-Преображенский собор в Чернигове. И то украинские ученые, особенно сотрудники «Софии Киевской», в последнее время выпустили ряд работ по анализу графити в соборе, которые доказывают, что храм начали возводить не при Ярославе Мудром, а при его отце — крестителе Руси князе Владимире. Такой точки зрения придерживается, в частности, историк Надежда Никитенко.
Например, одна из знаменитейших фресок собора является изображением не семьи Ярослава Мудрого, но семьи его отца, то есть почти прижизненным и, наверное, единственным дошедшим до нас с тех времен изображением крестителя Руси.
Церковь строилась византийскими архитекторами. До сегодняшнего дня в ней сохранился крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок византийских мастеров первой половины XI века, самой впечатляющей из которых является мозаика с изображением Богоматери Оранты в алтарной части.
В 1934 году собор объявили государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». Церковные службы по понятным причинам прекратили, не возобновив их и по сей день. В 1987 году европейцы признали высокую сохранность этого исторического памятника, а спустя три года — в 1990-м — Софийский собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этом все хорошее для исторического памятника закончилось — начался период существования в независимой Украине. У стен храма проходили драки с националистами, которые пытались прорваться на территорию музея, чтобы захоронить там первого главу «Киевского патриархата» Владимира (Романюка), массовые мероприятия, а со стабилизацией экономической обстановки в «жирных нулевых» над собором нависла угроза со стороны девелоперов. Застройка в прилежащих кварталах создала давление на почву, поднялись грунтовые воды. В мае 2010 года украинские СМИ облетела тревожная весть: Софию Киевскую могут исключить из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Причина — уродующая застройка близлежащих территорий. И тогда же директор заповедника Неля Куковальскаязаявила, что грунтовые воды поднялись на семь метров.
«Фундамент в Софийской церкви очень маленький, то есть вода может его просто смыть!» — предупреждала она уже восемь с лишним лет назад.
С тех пор изменения если и произошли, то в худшую сторону. Так, в 2016 году на территорию монастырского комлекса, основанного близ собора в XVII веке, допустили церковников «Киевского патриархата», которым отдали трапезную церковь монастыря — Малую, или, как ее еще называли, Теплую, Софию, что вызвало протесты музейщиков и деятелей культуры.
«Никто никого не предупреждал, и я считаю, что по этому поводу будет международный скандал», — заявил тогда представитель украинского комитета ICOMOS — Международной организации по сохранению памятников и достопримечательных мест — Тимур Бобровский.
И это притом что Малая София значительно моложе своей «старшей сестры» — ее возвели лишь в первой половине XVIII века.
Кроме того, возле монастырского комплекса начали проводить массовые мероприятия при участии президента Украины Петра Порошенко и с использованием мощной звуковой техники, что также повлияло на сохранность уже Софийского собора, его фресок и мозаик.
Теперь же, когда в здание собора захотели вернуть церковников, возмутились и ярые сторонники создаваемой Константинопольским патриархатом и Порошенко церкви. Они предупреждают — памятник этого не переживет.
Шок — это по-украински
Издание «Левый берег», которое возглавляет Ксения Василенко, известная как Соня Кошкина, и которое среди прочих СМИ запомнилось атаками на УПЦ (Кошкина на своей странице в Facebook не скрывает резко негативного отношения к УПЦ), не в восторге от предложения власть имущих. Культуролог и журналист Екатерина Липауверена — эта передача добьет собор.
«Регулярные службы Божьи в соборе приведут к резким колебаниям температур и влажности аж до появления конденсата на бесценных фресках. Сжигание свечей и лампад кроме вышеуказанных колебаний дадут еще смертельную для стенописи копоть. Ну и затереть фрески рукавами тоже легко. Звон (а он должен быть перед каждой молитвой) бьет воздушной волной в апсиды с мозаиками, ставя в опасность и Оранту, и Евхаристию, спасенную из Михайловского Златоверхого», — пишет она.
В своей риторике Липа доходит до того, что предупреждает: передача Софии одной лишь конфессии — православной — «некрасиво ассоциируется с «русским миром».
Ей вторит даже куратор «Информационного сопротивления» — украинской группы, ведущей информационную борьбу против России в Харькове, — бывший глава информационно-аналитического центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Копытько.
«Собор — это уникальный памятник, которому тысяча лет. ЮНЕСКО — не ЮНЕСКО — в данном контексте вопрос десятый. Это наше наследие в самом концентрированном виде. Это не трапезная с ремонтом столетней давности. Это не новодел Успенского собора в лавре. Это беспрецедентный для Восточной Европы объем сохранившихся мозаик и — главное — фресок. Действительно уникальный. Так вот. В Украине в настоящий момент нет ни одной церкви, способной не угробить такой памятник при повседневной эксплуатации. Ни одной», — пишет Копытько в Facebook.
Он настойчиво призывает не решать вопрос о Софийском соборе с наскока, а перед этим собрать на обсуждение настоящих, а не телевизионных, экспертов, создать международную комиссию высокого уровня, исследовать состояние собора, а потом уже решать, можно ли проводить там богослужения вообще.
«Попытка устроить в этой сфере блицкриг закончится плачевно», — предупреждает Копытько.
Инцидент с Софийским собором заставил даже традиционных противников и Украинской православной церкви, и УПЦ выступить против предоставления памятника архитектуры той церкви, создание которой они в принципе-то поддерживают. Это не случайно: любой здравомыслящий человек понимает, что эта передача просто убьет древнейший памятник византийской архитектуры, того наследия, которое оставила нам Русь. То есть, иными словами, поставит на памятнике истории и архитектуры крест.