Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» должна подписать договор по передаче акций ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) до конца первого квартала 2019 года, сказал он. То есть, обращаем внимание, до выборов президента Украины.
Заявление Копача прозвучало в обращении по итогам встречи представителей Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Еврокомиссии, «Нафтогаза» и МГУ, которая прошла в Брюсселе (Бельгия) 29 ноября.
По его словам, это нужно для того, чтобы не был сорван процесс подготовки нового транзитного контракта с российской компанией «Газпром».
Действие нынешнего договора заканчивается 1 января 2020 года. А из-за того, что нынешние украинские власти фактически разорвали отношения с Москвой, судьба подписания нового транзитного соглашения под большим вопросом.
По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасностиКонстантина Симонова, основной камень преткновения в транзитном договоре — объемы прокачки газа через украинскую ГТС.
«Главный вопрос касательно договора на транзит, согласно апелляции Украины в Стокгольмском арбитраже, это то, сколько газа должно быть транзитировано через территорию Украины», — сказал эксперт в комментарии изданию Украина.ру.
В то же время в данный момент обсуждение этого вопроса невозможно, поскольку «Газпрому» просто не с кем договариваться, рассказал сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Газпром», насколько мне известно, сказал: о чем нам договариваться с Коболевым (гендиректор «Нафтогаза». — Ред.), если вы, Украина, собираетесь передавать свою ГТС новому оператору? А нового оператора до сих пор нет», — подчеркнул эксперт в комментарии изданию Украина.ру.
Требования Европы
По словам Копача, если оператор ГТС не будет создан до конца 2019 года, «Газпром» с радостью продолжит на очень короткий срок существующий контракт, а после попытается как можно быстрее обойти Украину при поставках газа в Европу.
Руководство «Нафтогаза» обвиняется ни много ни мало в сговоре с Москвой.
«Краткосрочные интересы «Газпрома» и руководства «Нафтогаза», кажется, в этом полностью совпадают, но мы сделаем все возможное, чтобы помочь Украине обеспечить стабильное, предсказуемое и лучшее будущее», — заявил председатель ЕЭС.
Он по шагам расписал все действия, которые должна выполнить украинская власть, с указанием четких сроков. Так, проект договора о передаче ГТС должен быть готов уже к Рождеству (25 декабря. — Ред.), утвердить и подписать документ нужно в первом квартале 2019-го, и до 1 января 2020-го он должен вступить в силу.
«Только это может обеспечить стабильность и долговечность нового транзитного контракта», — подчеркнул Копач.
Страшное оружие Порошенко
Можно смело утверждать, что стабильность — основная составляющая цены газа для любого покупателя. Внезапное прекращение поставок в отопительный сезон грозит стать социальной катастрофой европейского масштаба. Поэтому европейские энергетики хотят заранее продуманного, сбалансированного и предсказуемого договора с поставщиком, то есть "Газпромом". Но без транзита, то есть без ГТС Украины это)стабильность и предсказуемость поставок) невозможны.
ЕС давно пытается обеспечить эту стабильность, и третий энергопакет — один из его главных инструментов. Создание операторов ГТС, независимых от властей стран-транзитеров, предохраняет ЕС от попыток использовать транзит как политический рычаг.
Но все это не касается Украины. Именно Порошенко наиболее эффективно использует ГТС для мягкорго, но последовательного шантажа ЕС. И поэтому поддержка Евросоюза была ему обеспечена не случайно.
«Срыв транзита в Европу, от которого пострадают все — и «Нафтогаз», и «Газпром», и Европа, — это страшное оружие. И угрозы сорвать транзит — это реальный вариант надавить на всех одновременно», — считает Дмитрий Марунич.
Керченский инцидент
То, что Копач озвучил требования ЕС спустя всего неделю после провокации у Керченского моста, организованной украинскими властями, вовсе не совпадение.
Европейские власти, похоже, осознали, что Порошенко в преддверии выборов готов на все ради сохранения власти. Именно с этим связано категорическое и расписанное по срокам требование главы ЕЭС подписать договор о передаче ГТС в первом квартале 2019 года независмому от власти оператору.
А глава "Нафтогаза" Коболев —личная креатура Порошенко. И, поскольку, выборы президента Украины назначены на 31 марта, европейцы намерены до, а не после этой даты определиться окончательно и бесповоротно с ГТС. И тем самым обеспечить себе стабильные поставки газа.
Для этого новый оператор ГТС будет передан в управление иностранным компаниям. Они еще не определены окончательно, однако уже известно, что среди претендентов — фирмы из Европы и США.
Американский интерес
Для нас очевидно, как уже неоднократно писало издание Украина.ру, стратегическая цель США — занять первое место в мире по экспорту сжиженного сланцевого газа. Вся необходимая для этого инфраструктура в США либо уже есть, либо в спешном порядке разрабатывается. Более того, судостроительные компании, которые строят газовые танкеры освобождены Конгрессом США от уплаты части налогов в казну США. Но один из главных шагов к этой цели — захват европейского рынка газа и вытеснение России.
Не случайно совпадение сроков — когда США поняли, могут получать огромные объемы газа (начало 2013 года) совпадает с началом активных действий радикалов на Майдане (конец 2013 года).
Но для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе с РФ США должны все время упирать на ситуацию "нестабильного" пациента — то есть режима Порошенко, который и есть главный показатель этой самой нестабильности.Для этого американцы сделали Украину нестабильным государством, которое не может обеспечить бесперебойный транзит. Достичь эту цель помог госпереворот 2014 года и война на востоке Украины.
В данный момент в США массово строятся СПГ-терминалы по отгрузке и танкеры для перевозки сжиженного природного газа. Это, по планам Соединеных Штатов, позволит обеспечить бесперебойные поставки газа в ЕС.
Большая помеха этим планам — прокладка Россией газопроводов в обход Украины.
«Вводятся в строй «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Это приведет к серьезному сокращению транзита. По нашим оценкам, к 2022 году возможно свести транзит через Украину практически к нулю», — рассказал Константин Симонов. А это — обходные маршруты поставок газа из России в Европу, так же существенно затрудняет поставки сжиженного газа из США в ЕС. И тут борьба идет о сумме, измиряемой сотнями миллиардов долларов (300-500, по разным источникам.
Де-факто идет экономическая война между РФ и США не только за европейский рынок газа, но и за политическое влияние на Евросоюз.
При чем здесь Украина
Как бы ни завершилась схватка за газовый рынок ЕС, украинская труба в итоге станет не нужна. Газ в Европу будет поставляться либо российскими трубами, либо американскими танкерами.
ГТС Украины пойдет на металлолом, что крайне обрадует местных металлургов: вторсырьем они будут обеспечены на десятилетия, себестоимость их продукции заметно снизится. Кстати, президент Петр Порошенко очень тесно сотрудничает с Ринатом Ахметовым, магнатом украинской металлургии.
Украинская власть, которая уже сейчас заявляет об отказе от российского газа, таким образом дает сигнал Вашингтону о готовности покупать американский СПГ.
Это политическая взятка, как уголь из Пенсильвании, которую нынешний режим готов получать из Вашингтона за помощь и покровительство.