Национальную гвардию, а точнее часть ее, могут временно переподчинить руководству Минобороны. Об этом заявил заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-майор Радион Тимошенко.
«Важным аспектом является то, что Вооруженным силам Украины подчиняются некоторые части и подразделения Нацгвардии Украины. Подчиняться будут только те части и подразделения, которые предварительно готовились к выполнению задач по назначению. В частности, те, кто сопровождает арестованных, подчиняться не будут», — сообщил он.
При этом он пообещал проведение сборов с оперативным резервом Вооруженных сил Украины.
Такое переподчинение возобновило подугасшую в 2017 году дискуссию о том, покушается ли Порошенко на силовой резерв Авакова.
Не просто гвардия
24 августа 2017 года на главном военном параде на Майдане в честь Дня независимости Украины президент страны Петр Порошенко жал руки высокопоставленным украинским военным. Однако такой чести не удостоился командующий Национальной гвардии Юрий Аллеров. При этом за день до этого ему присвоили звание генерал-полковника. Аллеров — еще и главный инспектор Министерства обороны Украины.
Такое обхождение с одним из главных силовиков страны заставило многих украинских экспертов заговорить об очередном конфликте Порошенко с главой МВД Арсеном Аваковым, которому по факту и подчиняется Нацгвардия.
Рассматривать нацгвардейцев как полицейских только с чуть большим арсеналом не стоит. Это полноценная армия, у которой есть и своя бронетехника, и артиллерия. Кстати, именно этим и мотивировали в 2014 году желание влиться в ряды Нацгвардии руководители националистического формирования «Азов».
«Сейчас у нас есть новая техника, и это только начало. Мы долго ждали эту технику», — радовался тогда, в октябре того же года, командир «Азова», ныне народный депутат Андрей Билецкий.
По сути Нацгвардия — это главный силовой резерв Авакова и всего «Народного фронта», та козырная карта, которая не позволяет Порошенко слить потерявших популярность союзников по правящей коалиции.
«Достаточно даже без звука наблюдать за поведением Авакова, когда выступает президент в Раде с посланием, чтобы понять, что отношения между ними неровные. Аваков считает себя хоть и не первым, но и не вторым, а это явно тяготит президента, учитывая то, что без Авакова у президента нет монополии на силовой ресурс. А без последнего Порошенко не удержит власть. При этом понятно, что играть по правилам и уходить с поражением он не собирается. Пока ничего сделать с Аваковым президент не может — за его спиной 300 тыс. человек полиции и Нацгвардии. В лояльности ВСУ Порошенко не уверен, а 30 тыс. сотрудников СБУ маловато. Поэтому начинается такая игра — под соусом военного положения Авакова стремятся ослабить», — заявил в комментарии изданию Украина.ру политтехнолог Андрей Золотарев.
Однако некоторые эксперты не верят в то, что власти страны под прикрытием военного положения решили начать передел в силовом блоке.
Не все так однозначно
Политолог Руслан Бортник уверяет: речь идет о рядовом событии, значение которого не стоит преувеличивать.
«Я вижу, как версии о новом витке борьбы Порошенко и Авакова пытаются придать новую жизнь, но я в это не верю. Во-первых, военное положение вводится на месяц и не во всех регионах: в Киеве и на Западной Украине его не ввели, а ведь борьба за электорат будет вестись именно там. Во-вторых, мы понимаем, что это ограниченный срок. Передать часть Нацгвардии могут, но использовать — нет. Все держится на личных, кулуарных связях. И в свое время даже Януковичу не удалось использовать внутренние войска полноценно. В-третьих, на назначение руководителя Нацгвардии влияет президент. Это человек, который балансирует между МВД и Администрацией президента. Вводить для борьбы за Нацгвардию военное положение — это уж слишком», — пояснил он в комментарии изданию Украина.ру.
Он вспоминает конфликтную ситуацию между Порошенко и Аллеровым, но уверен — это разовый, ничего не значащий случай.
«Такой эксцесс был, но я не думаю, что все настолько серьезно. С другой стороны, нужно признать, что военное положение детально не прописано, и сейчас каждая из сторон на всеукраинском, региональном и более мелких уровнях ведет борьбу за влияние», — отмечает Бортник.
В свою очередь, политолог Дмитрий Корнейчукуверен: Аваков и секретарь СНБО Александр Турчинов уже дали понять — с ними шутки плохи. Именно поэтому связанные с ними националисты из «Нацкорпуса» помогли «свободовцам» в захвате торгового центра Ocean Plaza в Киеве.
«Все просто. Это сигнал от Турчинова-Авакова, чтобы Порошенко не пытался их «кинуть» с тем вариантом военного положения, которое навязала Рада», — отметил Корнейчук в одной из своих записей в Facebook.
Как отмечает в комментарии изданию Украина.ру Золотарев, вряд ли министр внутренних дел смирится с попыткой увести у него часть верных силовиков-нацгвардейцев.
«Как отреагирует Аваков на это — посмотрим. Но он явно с этим не смирится. Самое веселое еще впереди», — подчеркнул эксперт.
В общем, даже во времена, когда военная угроза, если верить властям, как никогда сильна, те предпочитают заниматься подковерной борьбой.
«Украина с военным положением подобна Украине без военного положения, но с военным положением», — шутит, вспоминая известное выражение о самурае, украинский политолог Петр Олещук.
И в этом с ним сложно не согласиться: политики продолжают свои баталии, не задумываясь о том, что в этих условиях их ложь о внешней угрозе проступает еще ярче.