«Из позорной пиратско-пиаровской акции украинским властям нужно выжать максимум сразу в трех плоскостях: безусловно, это громкое начало предвыборной кампании Порошенко; необходимо срочно вывести украинскую тему в мировые "топы", ибо она всем уже потихоньку стала надоедать, и все чаще даже спонсоры и партнеры говорят про деградацию политсистемы и коррупцию, а не про мифическую "российскую агрессию"», — написал он.
Более того, по его словам, Киеву «нужны столь же срочные поводы для "международного" (то есть устами тех, кто к этому и так всегда готов) осуждения России».
«Рассуждая объективно, у киевских властей, по сути, не оставалось выбора. С тех пор как "агрессор" так и не явился на войну, для Украины остался единственный "модус операнди" — любой ценой провоцировать на ответные действия, на которые будет просто невозможно не реагировать. Что и произошло», — считает сенатор.
Ввиду этого Косачев предвидит два возможных сценария.
«Первый: Рада утверждает решение о военном положении, и оно действует в полном объёме в течение 60 дней с возможностью продления. Тогда вся предвыборная кампания останавливается, а протестные акции населения против властей — запрещаются. В таком случае президентские выборы, даже если они состоятся, — с точки зрения демократии и законности полный пшик. Значит, это кому-то надо. А кому? Тем же властям, разумеется, проигрывающим Украину собственному населению по всем статьям», — отметил он.
«Понятно, что признать ситуацию нормализовавшейся или нет, решит сам Порошенко. И это зависит не от реальной обстановки в Азовском море, а от того, сколь длительным будет политический и медийный эффект от этой провокации… Ради этого и затевалась вся провокация в Азовском море. Была надежда, конечно, на нечто большее, но в данной ситуации Киеву сойдет и так», — считает Косачев.
Более того, введение военного положения, по словам представителя Совфеда, дает ряд «бонусов» и преимуществ для власти, которые та будет иметь наготове.
«В частности, возможность установления комендантского часа, ограничения свободы перемещения граждан, а также постановки вопроса о запрете политических партий, если они, мол, угрожают нацбезопасности. Пойдёт это сейчас в ход или нет — посмотрим. Но если звезды намеренно поджигают — значит, это кому-то нужно», — отметил он.
Напомним, 25 ноября украинские бронированные катеры «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу», нарушив государственную границу РФ, вошли в ее территориальные воды и взяли курс на Керченский пролив. Полное игнорирование призывов российских пограничников вынудило Россию заблокировать пролив и задержать указанные суда.
Несмотря на заверения Порошенко о том, что военное положение вводится якобы исключительно для обороны, эксперты считают, что сложившаяся ситуация в Азовском море используется украинским президентом для удержания власти, вопреки обвальным рейтингам.
Так, по словам статс-секретаря, заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, своими действиями на Азове Киев хочет мобилизовать антироссийские настроения Запада и ужесточить антироссийские санкции, на фоне чего Порошенко будет проще разворачивать свою предвыборную кампанию.
Аналогичного мнения придерживается и эксперт Алексей Калиниченко, который считает, что введенное военное положение является одной из последних попыток разжечь затухающий интерес к украинскому кризису. При этом оно приурочено к саммиту G20 в Аргентине 30 ноября — 1 декабря, в рамках которого запланирована встреча российского и американского лидеров.
В связи с этим заместитель главы Общественной палаты Крыма Александр Форманчук отметил, что подобным образом украинский лидер намерен убедить Вашингтон в том, что именно он является наилучшей кандидатурой на грядущих выборах президента, так как может превратить Украину в плацдарм борьбы с Россией.