Кнут и пряник. Устоять от российского соблазна украинской власти поможет кредит ЕС

На днях президент Порошенко подписал закон о ратификации меморандума о соглашении с ЕС о кредите на 1 миллиард евро. Сама ратификация прошла без дискуссий в парламенте неделей ранее. ЕС во второй раз выделяет Украине финпомощь. Впервые это было в 2015 году. И сравнение двух меморандумов показывает, что в первую очередь нужно Европе от Украины
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Предыдущий документ, ратифицированный Радой 18 июня 2015 года, предполагал кредит на 1,8 млрд евро тремя траншами. Деньги давались на основании выполнения Украиной требований ЕС. А они включали очень обширный (около 40 позиций) перечень вопросов, по которым Киев должен был регулярно давать Еврокомиссии информацию.

Так, предполагалось детальное ежемесячное информирование европейцев о возмещении НДС, деятельности банковской системы и особенно о газовом секторе, в частности сведения о сборе платежей и финансовых обязательствах НАК "Нафтогаз Украины", а также о количестве счетчиков тепла.

Требовались данные по жилищным субсидиям и подробная информация по госзакупкам, включая военные. Но особое внимание уделялось деятельности контрольных (Антимонопольный комитет, Счетная палата), судебных и правоохранительных органов, прежде всего антикоррупционных. Так, ежеквартально требовалось сообщать европейцам про:

«количество начатых конкурсов на занятие должности и количество завершенных конкурсов на занятие должности в соответствии с новым Законом о государственной службе;

уровень решения и время рассмотрения гражданских и административных дел, включая соответствующий промежуток исторических данных для целей сравнения;

количество расследований, начатых/завершенных Национальным антикоррупционным бюро;

количество дел, возбужденных Специализированной антикоррупционной прокуратурой, и количество предъявленных обвинений;

количество деклараций об имущественном состоянии, проверенных Национальным агентством по предупреждению коррупции, и их результаты, в частности количество выдвинутых подозрений в необоснованном обогащении, исходя из таких проверок, и дальнейшие действия по ним».

Требования информирования по количеству дел, возбужденных антикоррупционными структурами, вызывают у меня ассоциацию с директивами по разоблачению врагов народа, которые спускались из центра на места во время Большого террора 80 лет назад.

Но данная ассоциация, возможно, не совсем верна в отношении рядовых украинцев, которые не любят госчиновников. Более того, многие рядовые участники Майдана всерьез считали, что только европейский кнут, только внешний надзор за властью (который якобы должен появиться вследствие ассоциации с ЕС) исправит положение и уменьшит коррупцию. И меморандум ЕС о его европейском кредите как раз и создавал впечатление, что такой надзор появился и власть находится «под брюссельским колпаком».

Не знаю, что говорили в ЕС об украинских отчетах, но два транша Украина получила, а с третьим вышла загвоздка. И не из-за того что европейцы разочаровались в антикоррупционных структурах (как, судя по соцопросам, разочаровался в них украинский народ), а потому, что важнее всего им оказалось получать из Украины лес-кругляк, мораторий на экспорт которого в свое время наложила Рада.

Кредитная программа ЕС была рассчитана на 2,5 года и не предполагала продления. Но 18 января 2018 года Еврокомиссия заявила об отмене последнего транша не из-за истечения действия программы, а «из-за неполного выполнения Украиной программы структурных реформ, связанных с ним». Такая формулировка создавала впечатление, что ЕС будет и дальше ставить жесткие условия для выделения помощи.

Но 4 июля Еврокомиссия по просьбе Киева соглашается выделить новый кредит (который, как и раньше, официально назван технической помощью) на 1 миллиард долларов. А решение оформляется вскоре после того, как по требованию Порошенко парламент Украины смягчает закон об экспорте леса, фактически разрешая вывозить кругляк под видом дров. Это голосование было 6 сентября, а 18 сентября, то есть через 12 днгей после этого решения, между ЕС и Украиной заключается тот самый меморандум, который Украина сейчас ратифицировала.

В нем, как и в прошлом меморандуме, есть раздел «система мониторинга», но в нем лишь два десятка пунктов. Да, по-прежнему требуется предоставлять стандартные макроэкономические показатели, то есть данные о ВВП, инфляции, госдолге, состоянии бюджета, курсе гривны, платежном балансе. Но в подразделе о структурной политике на этот раз всего четыре требования. Это ежемесячная информация о количестве:

объектов госсобственности, выставленных на продажу через электронный аукцион в системе ProZorro;

электронных деклараций, «проверенных с помощью автоматической системы проверки и соответствующих решений по проверке»;

договоров между Нацслужбой здоровья и медицинскими учреждениями;.

получателей жилищных субсидий и денег выделенных на эти цели.

Это значит, что Киев может рассчитывать и на обещанные по прошлой программе 600 млн евро и на дополнительные 400 миллионов на менее сложных условиях, чем по прошлой программе. Ведь не требуется никаких отчетов по «Нафтогазу» (на фоне рекордных премий для его руководителей, которые уже вывели эти деньги с территории Украины), по Национальному антикоррупционному бюро, по Специализированной антикоррупционной прокуратуре, и Антимонопольному комитету, по судам, госзакупкам и по многому другому. Да и от Национального агентства по противогдействию коррупции требуют не «подозрений в необоснованном обогащении», а просто «соответствующих решений по проверке».

Зато сейчас уже нельзя предполагать, что данные по субсидиям могут интересовать европейцев лишь для понимания проблемы. Ведь в тексте нынешнего меморандума есть пункт 11, где Украину требуют «эффективно выполнять» недавние решения ее собственного Кабмина «по улучшению адресности субсидий на жилищно-коммунальные услуги (с применением критериев исключения, проверки заявок)». То есть Киев призывают побольше отказывать в субсидиях. Следовательно, европейский кнут будет щелкать по спинам не столько госчиновников, как надеялись рядовые участники Майдана, а простых украинцев которые 5 лет назад так надеялись на евроинтеграцию, а теперь не способны оплачивать коммунальные услуги вследствие тарифов, продавленных МВ. То есть тогоь же "коллективного Запада".

Причины переакцентирования европейских приоритетов понятны. Во-первых, за прошедшее время стало ясно, что пресловутая украинская коррупция имеет и выгодную сторону для европейцев, ибо без нее драгоценный кругляк не попадал бы в ЕС контрабандой в обход моратория.

Во-вторых, на фоне приближающихся украинских президентских и парламентских выборов на Западе распространяются страхи, подобные тем, что высказывали еще в марте эксперты финского института международных отношений: «По общему признанию, западное давление укрепило бы соблазн для украинских элит для улучшения связей с Москвой. Лица, принимающие решения на Западе, должны знать об этом риске». И лучшие для Киева условия кредита — это как раз пряник, который должен помочь будущему (после выборов) режиму устоять перед таким соблазном.

Рекомендуем