Белоруссия решила вернуть себе статус морской державы, а город Гомель сделать черноморским портом. Эта новость взбудоражила сеть. Что может быть забавнее шуток о «белорусских креветках»? Но смеяться нечему. О возобновлении речного сообщения между Белоруссией и Украиной уже договорились Петр Порошенко и Александр Лукашенко.
Белорусское море
Минск давно мечтает о возможности возобновления речного сообщения с Украиной. В планах реконструкция порта в Гомеле, строительство нового речного терминала у деревни Нижние Жары, прямо на границе с Украиной. Цель — выход белорусских грузов рекой в Черное море. В 2010-2013 годах подобный план обсуждался с украинской стороной. И в 2017-м Порошенко поднимает этот вопрос от своего имени.
Есть и инвестор: турецкая компания Derin Shipping & Trading Co. Она будут строить порты, и Гомель уже посетила турецкая делегация для изучения ситуации на месте. Проект затеян в первую очередь ради транспортировки нефти и нефтепродуктов с Мозырского НПЗ и строящегося в Гомельской области Петриковского ГОК. Так что планы вполне серьезные.
Немного истории
Президент Украины, как обычно, наврал. Идея не его, а предыдущего премьера Николая Азарова. Это при нем Минск и Киев вели переговоры о возобновлении советского речного маршрута. Жители Гомеля, кто застал СССР, помнят, что при Союзе они имели возможность путешествовать на выходных в Киев. Пассажирским скоростным «Ракетам» требовалось всего пять часов, чтобы, отплыв от Киевского причала в Гомеле, пришвартоваться у Подольского речпорта.
Но гомеляне не любят вспоминать это время. История трагическая. В 1991-м между двумя братскими республиками единой страны появилась государственная граница, а через год речное сообщение было прервано, «ракеты» распилены на металл и проданы. Дно Сожа и Днепра перестали углублять, оно обмелело. Речное сообщение между Белоруссией и Украиной прервалось почти на тридцать лет.
Украденный проект
Порошенко не рассказывает о том, что «режим зека», который он свергал на Майдане, не только придумал, но и сделал первую попытку возобновления утраченного речного транзита. В 2010 году, сразу после победы на выборах Виктора Януковича, был запущен «Полесский маршрут» Днепр — Буг из Припяти в Мозырь и Туров. Пилотный проект был туристическим, на старой доброй «Ракете». В планах было сообщение с Пинском и Брестом. «Полесский маршрут» работал целых три года, а потом был закрыт.
На Украине по понятным причинам о нем не пишут совсем. А белорусские СМИ сообщают, что причиной закрытия проекта была его нерентабельность. Якобы за 2012 год пригородные речные линии в Гомельском, Лоевском и Пинском районах принесли 365 миллионов долларов убытка. Поэтому в 2013-м маршрут закрыли.
Это абсолютно недостоверная информация, но белорусов можно понять. Они не могут писать о том, что проект закрыли из-за беспорядков на Украине, которые переросли в гражданскую войну. Какой может быть речной туризм, если пришедшие к власти мятежники во главе с Порошенко называли Белоруссию «пособницей агрессора» и готовились с ней воевать? Вдаваться в такие подробности белорусским СМИ нельзя. Но можно легко убедиться в том, что «Полесский маршрут» и сейчас существует в виде сезонных экскурсионных рейсов.
От пассажиров к нефти
Минские соглашения дали возможность Порошенко вздохнуть свободнее и подумать о насущном: о деньгах, которые можно заработать, украв идеи людей, которых он обвиняет в госизмене. Здесь важно понимать то, что маршрут этот нужен больше Минску, чем Киеву. В нем больше заинтересована Белоруссия. А Порошенко занимает более выгодную позицию.
Если проект будет осуществлен, то Киев получит двойную выгоду. Украина становится транзитным пунктом на пути белорусского маршрута. Белоруссия же рассчитывает окупить затраты на строительство портов и углубление дна тем, что будет покупать-продавать нефть и нефтепродукты.
Куда поплывут нефтяные баржи
Проект уже в работе. В Брагинском районе выделены земельные участки. Это 41 гектар земли. Турецкие подрядчики готовы начать, если белорусская сторона гарантирует загруженность судов. И поскольку возражений не последовало, то председатель правления группы компаний Derin Shipping & Trading Co Эркам Йылдырым пообещал, что первый корабль будет назван «Гомель». Нигде в открытых источниках нет информации о гарантиях правительства Белоруссии турецкой стороне. Но можно догадаться, о чем речь.
В начале 2017-го Александр Лукашенко договорился о поставках иранской нефти на Мозырский НПЗ. Первая партия поступила в марте того же года. Тогда президент Белоруссии искал возможности для диверсификации загрузки нефтеперерабатывающего предприятия после того, как его азербайджанский коллега Ильхам Алиев отказался продавать нефть по российской цене. Он назвал ее заниженной. И поскольку «заниженные» российские цены также были неприемлемы для Минска, то был найден иранский поставщик.
В обход России
В 2016 году белорусские НПЗ переработали 18,6 млн тонн нефти, из которых только 18,1 млн тонн были поставлены из России. Остальной объем — порядка 500 000 тонн пришелся скорее всего на Азербайджан. Писали, что Баку в 2016-м продавал по 30 долларов за баррель при рыночной цене в сорок пять. Но затем Ильхам Алиев подписал меморандум с ОПЕК о сокращении объемов добычи с 2017 года. Цена поползла вверх, преодолев барьер в 70 долларов, и продавать Минску по 30 Баку отказался. Рост цен совершенно не устраивал Запад, использовавший нефтяную удавку против России, и с Ирана тут же сняли санкции. Так Минск получил нефть по 30 долларов.
Везение это или нет, но выгодный поставщик был найден, и нефть пошла через Одессу, а затем по территории Украины железной дорогой. Такой транзит был тогда важен, в том числе чтобы показать России, что белорусские партнеры могут обойтись и без нее. Правда, при железнодорожной перевозке стоимость нефти увеличилась на 30-50 долларов за тонну, что сводило выгоду к минусу. Но тут появился Петр Порошенко, который предложил скидку на перевалку груза в порту Южный в 70%.
Труба или река
Нужно отдать должное дипломатии Минска. Там все время находятся в поиске новых морских вариантов, в том числе через Клайпеду. Но выгоднее всего — трубопровод. Порошенко тут же предложил кучмовский проект «Одесса — Броды» для закачки в ветку «Мозырь — Броды», от «Дружбы» к Мозырскому НПЗ, которая уже использовалась в 2011-2012 годах для поставок в Белоруссию венесуэльской, а затем азербайджанской нефти. Но пока использовать его невозможно: в трубе сейчас нефть Urals из отрезка нефтепровода «Одесса — Кременчуг». Этот сорт несовместим с иранским.
Белоруссия начала поиск альтернативных поставок нефти, после того как во втором полугодии 2016 года Россия на фоне газового спора начала секвестр нефтяных поставок в республику. Причины никто не скрывает: Москва подозревает Минск в реэкспорте нефтепродуктов на Украину. После того как РФ увидела готовность и способность белорусского руководства получить нефть из Венесуэлы, нефтяной спор был разрешен, причем на максимально выгодных для Минска условиях. После чего в 2012 году венесуэльский проект был закрыт. Сейчас поставки через трубопровод невозможны. Логично предположить, что гарантировать загрузку судов продукцией Мозырского НПЗ позволяет именно восстановление речного проекта.
Самое ненадежное звено
В нынешнем году с ноября Россия прекратила поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута. Ограничение будет действовать до конца 2019-го. Запрет ударит не только по Белоруссии, но и по Украине. Прекращение реэкспорта приведет к дефициту топлива на украинском рынке. Пишут, что Киев закрывал до 40% своих потребностей в моторном топливе за счет этой схемы.
В общем, срочно нужны новые схемы. Случайно или нет, но на следующей неделе в Минск прилетает давний партнер Лукашенко — Ильхам Алиев. Этот визит настолько важен, что Александр Григорьевич, отступив от обычного этикета, провел 12 ноября личную встречу с послом Азербайджана. Алиев в 2010-м уже выручал Лукашенко, дав взаймы на 12 дней 200 миллионов долларов, чтобы закрыть долг перед «Газпромом». Возможно, сейчас также есть повод для срочных решений.
Станет ли речной маршрут нефтяным? Поставщики и подрядчики проверены и готовы к бою. Но есть нюансы. Суровая правда для Минска состоит в том, что ключевое звено транзитной схемы в обход России — Украина — самое ненадежное. Если Белоруссия поддерживала советское речное наследство, то эта отрасль на Украине — в чудовищном упадке, её уничтожили. Выше Днепропетровска суда с большой осадкой не поднимаются, а в Киеве до сих пор стоит баржа с еще советским грузом для БССР. Зато умение предавать и подставлять — конёк киевского режима.