В СМИ уже появились и подробности: сообщается, что Порошенко потребует от архиереев УПЦ публично заявить о своей позиции относительно автокефалии. Вот что, например, сообщил источник издания «Страна.UA» об этой встрече: «У нее несколько целей. Константинополь поставил жесткое условие. В объединительном соборе должны принять участие епископы УПЦ МП. И как можно больше. Таким образом, Фанар продемонстрирует, что он вошел в украинские церковные дела якобы для объединения всех православных конфессий в одну церковь, а не для легализации раскола в лице УАПЦ и УПЦ КП, в чем обвинила Фанар РПЦ. Порошенко и решает эту задачу.
Поэтому на этой встрече с епископатом УПЦ Порошенко попытается сделать так, чтобы при его поддержке епископы, готовые уйти из УПЦ, публично об этом заявили. Чтобы этим шагом они сожгли мосты за собой. И уже не могли потом отказаться от участия в соборе. Также есть еще одна цель. Чем больше будет епископов от УПЦ на соборе, тем больше поддержки будет у ставленника Петра — митрополита Винницкого и Барского Симеона. Петру Алексеевичу нужен во главе новой церкви подконтрольный ему человек, а не человек, подконтрольный Константинополю. Для Порошенко плохо то, что сейчас УАПЦ готово поддержать на соборе кандидатуру Фанара, а не его».
И действительно, ранее предстоятель раскольничьей УАПЦ «митрополит Макарий» (Малетич) заявил о том, что готов поддержать кандидатуру предстоятеля ЕПЦ, выдвинутую Фанаром.
Практически одновременно появилась информация о том, что глава раскольничьей УПЦ КП Филарет и глава УАПЦ Макарий получили письма из Константинопольского патриархата с просьбой не участвовать в объединительном соборе и не выдвигать свои кандидатуры.
Издание «Украина.ру» разбиралось в том, чьи интересы переплелись вокруг объединительного собора.
Позиции раскольников УПЦ КП и Филарета
Позиция Филарета по поводу собора проста: в нем должны принять участие только те архиереи, которые подписали обращение к Фанару с просьбой об автокефалии в апреле. Это около 50 человек, большинство которых — архиереи именно УПЦ КП. Это дает Филарету гарантию, что главой Единой поместной церкви (ЕПЦ) изберут его.
Но видеть его на посту предстоятеля ЕПЦ не хотят ни на Фанаре, ни на Банковой. У фанариотов Филарет вызывает раздражение. Как сообщали СМИ, в 2008 году Варфоломей уже приезжал в Киев для дарования автокефалии по просьбе Виктора Ющенко. Но отказался сам Филарет, который тогда заявил: «Вселенский патриарх предложил нам модель, которая нас абсолютно не устраивает… Нам рабство не нужно. Мы хотим иметь свою Церковь. И поэтому это предложение Константинополя мы отвергли!» Для Фанара Филарет — это своенравный и амбициозный игрок, который не захочет расставаться со своим, пусть и непризнанным, но патриаршеством.
О своем отношении к Филарету, отразив позицию Варфоломея, сообщил в интервью русской службе ВВС влиятельный митрополит Константинопольского патриархата Иов (Геча): «Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей их церквей, мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ являются легитимными, потому что это было бы весьма нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, которой был бы Московский патриархат».
Таким же своенравным и амбициозным он видится Порошенко. Президент не уверен в том, что Филарет, получивший бразды правления над Единой поместной церковью (ЕПЦ), захочет поддерживать его, а ведь, собственно, ради этого Порошенко и затевал все. Может случиться, что Порошенко окажется недостаточно патриотичным для Филарета.
Уже неоднократно Филарет заявлял свои претензии на лавры, а ведь процесс перехода имущества к ЕПЦ должен быть контролируемым и более-менее бескровным, что требовали и на Фанаре, и из США. Филарет может устроить бойню, переводя под контроль ЕПЦ храмы и монастыри.
Присутствие Филарета в ЕПЦ однозначно уменьшит количество примкнувших к новому проекту священников канонической церкви, которые не пойдут под руководство давнего врага. В этом случае Фанар не сможет говорить об «объединении» украинских православных, а только о легализации раскольников.
К тому же у Филарета застарелый конфликт с другими партнерами по созданию ЕПЦ: раскольниками УАПЦ и их «митрополитом Макарием», о чем тот неоднократно говорил.
Источник издания «Вести» в УАПЦ сообщил о том, что Филарет согласился на отказ от выдвижения на пост главы ЕПЦ с определенными условиями: собор должен закрепить за ним звание «почетного патриарха». Кроме этого собор должен избрать главой ЕПЦ «митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания УПЦ КП» (Думенко). Молодой митрополит является протеже Филарета и его духовным чадом.
Религиовед Алексей Смирнов сообщил «Вестям»: «Это креатура Филарета, его протеже и ученик — в случае его избрания Филарет сохранит свое влияние, повторив ситуацию начала 90-х, когда в отколовшейся УПЦ КП на главной роли был патриарх Владимир (Романюк), но фактически церковью управлял Филарет».
Несмотря на сообщения о том, что Филарет согласился на уступки Банковой и Фанару и не будет выдвигать свою кандидатуру, в самом УПЦ КП это опровергают. Пресс-секретарь Филарета Евстратий Зоря написал на своей странице в Facebook: «Официально могу сказать: предстоятель Киевского патриархата Святейший патриарх Филарет полноценно владеет ситуацией и осуществляет руководство Церковью, направляя ее к Объединительному Собору и получению Томоса. Нравится это кому-то или нет, признают это формально или нет, но лидерство патриарха Филарета является несомненным».
Позиции Порошенко
Порошенко желает видеть на посту своего давнего знакомого митрополита УПЦ Винницкого и Барского Симеона (Щостацкого), отличающегося националистическими взглядами.
В 2015 году в интервью митрополит Симеон заявил: «В последнее время меня нередко спрашивают, о чем больше всего я переживаю за Церковь? А я отвечаю: «Знаете, за Церковь меньше переживаю — больше волнуюсь за Украину. Потому что Украина сегодня есть, а завтра ее может не быть, ибо может развалиться из-за нашего разделения и внутренних распрей, споров и противоречий». Эта цитата как нельзя лучше характеризует взгляды митрополита.
Как сообщают СМИ, в октябре Драбинко возил письмо от Порошенко к патриарху Варфоломею с просьбой согласиться на кандидатуру митрополита Симеона, а митрополита Александра (Драбинко) назначить управляющим делами ЕПЦ.
Фигура митрополита Симеона может показаться компромиссной и в перспективе может устроить и Фанар, но не Филарета. Для Константинополя архиерей канонической церкви, занявший пост главы ЕПЦ, — это однозначный плюс. Но фанариотов смущают слишком близкие и даже зависимые отношения владыки и нынешнего главы Украины Порошенко. На Фанаре отлично знают, что в скором будущем в Украине состоятся выборы, и совсем не факт, что Порошенко сможет сохранить свой пост. В какой ситуации окажется предстоятель ЕПЦ? Он может оказаться в оппозиции к новой власти, как и сам Порошенко, и его окружение.
К тому же митрополит Симеон, несмотря на его националистические взгляды, придерживается канонов и может не захотеть уходить в раскол, если ему будет угрожать анафема от предстоятеля УПЦ Онуфрия.
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука попытался прояснить ситуацию с Симеоном и направил ему письмо с просьбой ответить, будет ли тот уходить из УПЦ в ЕПЦ. Но Симеон ответил весьма расплывчато: «…в самом сообщении, которое так активно тиражировалось, на наш взгляд, нет достаточной почвы для комментариев».
Позиции Варфоломея и Фанара
Позицию Варфоломея хорошо сформулировала изданию «Апостроф» религиовед Людмила Филипович: «У нас нет сейчас ни УПЦ КП, ни УАПЦ, а все епископы находятся в едином поле, все они равны между собой. Вселенский патриарх смотрит на Украину не как на страну, где жестко разделены три церкви. Он рассматривает Украину как единое поле, где он может проявить инициативу и создать то, что нужно ему. А ему нужна украинская объединенная церковь, давайте говорить прямо, как форпост в борьбе с вечным конкурентом — Московской патриархией. На кону стоит не просто православный или христианский авторитет Варфоломея, а авторитет геополитика».
То есть речь идет не о спасении душ украинцев, а именно о геополитике.
В уже упомянутом выше интервью митрополит Иов (Геча) сообщил: «Все архиереи в Украине де-факто являются архиереями Вселенского престола, и теперь они должны ждать директивы о своем функционировании».
Таким образом, позиция Фанара состоит в том, что в соборе должны принять участие все украинские православные архиереи, которых более 80 человек. Это категорически не устраивает Филарета, так как он не получит большинства.
Как сообщил источник издания «Вести» в УАПЦ, на соборе Константинопольский патриархат практически назначит предстоятелем ЕПЦ митрополита Иова (Гечу), хотя, конечно, ближе к собору может появиться другая кандидатура.
Религиовед Алексей Смирнов сообщил изданию «Вести»: «Среди кандидатов может быть как Иов (Геча), так и назначенный экзархом Даниил (Зелинский). Константинополю выгодно поставить во главе структуры своего человека для эффективного контроля — кстати, если Константинополь и дарует церкви томос, то там, скорее всего, будет прописана особая роль Константинополя — к нему будут обращаться как к суду высшей инстанции, более того, у него церковь будет получать мирра».
В случае назначения своего человека предстоятелем ЕПЦ Фанар может сколь угодно тянуть с предоставлением автокефалии либо предоставить ее в виде чистой формальности. Таким образом, ЕПЦ станет митрополией Константинопольского патриархата.
Сам объединительный собор, по распространенной информации, назначен на 22 ноября. Изначально его планировали назначить на 21 ноября, день Собора Архистратига Михаила, но это еще и день начала Майдана, поэтому было решено перенести собор на день позже.
С другой стороны, слышны и заявления о том, что собор не состоится. Об этом, в частности, заявил «митрополит Харьковский и Полтавский УАПЦ Афанасий» (Шкурупий) в интервью телеканалу ZIK: «На сегодняшний день, собственно, еще ничего неизвестно. Я член переговорной комиссии, которая создана нашим архиерейским собором. Но до этого времени не было никакого совместного заседания. Потому что когда комиссия работает, то переговорщики должны совместно работать, нарабатывать устав и другие документы о том, как церковь будет дальше жить после объединения. Но на сегодняшний день никаких предложений ни от Киевского патриархата, ни даже от власти, если она уже затеяла весь этот процесс, то она тоже должна хотя бы быть арбитром в нем, к нам еще не поступали. Я лично ничего не знаю».