Судя по всему, антироссийский курс Киева сохранится, и опасность такой ситуации нельзя недооценивать. Об этом говорили украинские и российские эксперты на состоявшейся в четверг, 8 ноября, пресс-конференции «Американские выборы: последствия для Украины» в рамках проекта издания Украина.ру «Украинское досье».
«Я скромно воспринимаю Украину при нынешнем режиме как нарастающую угрозу для России — при всей нашей «братскости». Политическую, экономическую и даже, может быть, военную», — сказал главный редактор издания Украина.ру Искандер Хисамов, открывая мероприятие. Он добавил, что без влияния Соединенных Штатов такой угрозы для России со стороны Украины, возможно, не было бы.
У Порошенко нет шансов?
Результаты выборов в США могут оказать влияние на поведение украинских политиков, которые будут искать дополнительные выходы на представителей американского истеблишмента, однако в стратегическом плане ничего для Украины не меняется, считает украинский политолог Павел Рудяков.
По его словам, нынешнюю Украину можно сравнить с «ковриком», на котором американцы давно и успешно «экспериментируют и практикуются в рамках своих технологических и прочих теоретических вариантов».
«Для Украины это (результаты выборов в США. — Ред.) будет иметь значение в том смысле, что сейчас, когда будет начинаться официально избирательная кампания, наши (украинские. — Ред.) группировки могут искать какие-то дополнительные выходы на американцев, они могут это использовать в своей избирательной кампании. Думаю, что усиление демократического крыла в конгрессе пошатнет позиции Порошенко — ему будет труднее. Ему и сейчас уже трудно», — сказал Рудяков.
Политолог констатировал, что «честных выборов никогда на Украине не было и не будет», но «даже при том уровне честности и прозрачности, на котором выборы обычно проходят, у Порошенко нет шансов». Поэтому возможно появление новых фигур.
Рудяков напомнил, что ещё в конце лета по Киеву ходили упорные слухи, что в середине октября появится новый кандидат на выборах в президенты — некий «боевой офицер, генерал».
«Не появился. Может, появится сейчас, в связи с усилением демократической части американского истеблишмента», — отметил эксперт.
В то же время, по мнению политолога, в стратегическом плане состоявшиеся в США выборы для Украины ничего не меняют, поскольку «есть стратегическая линия американская по Восточной Европе, по сдерживанию России — она сохранится».
Что касается Порошенко, то, по словам политолога, он может констатировать один факт: соратников ныне действующего президента давно не видно у резиденции американского посла — не приглашают. Можно предположить, что ставку сделают на другую кандидатуру.
«Тимошенко будет либо в тюрьме, либо…»
Перспективные кандидаты на пост президента на Украине есть, и поэтому единственный способ для Порошенко сохранить власть — прибегнуть к силовому варианту. С таким предположением выступил политолог Ростислав Ищенко.
По его словам, «отдельные европейские лидеры, в частности Меркель, считают, что не у Порошенко, а у Тимошенко есть очень хорошие шансы стать лидером».
«Начинают делать на нее ставку. И убеждают даже Кремль поддержать Тимошенко совместными германо-российскими усилиями. У Петра Алексеевича [Порошенко] единственный вариант сохраниться у власти — это вариант силовой. Он не избираем, ни с админресурсом, ни тем более без него. На Украине нет сомневающихся в том, что минимально честные выборы (…) Порошенко проигрывает с треском, причем проигрывает уже в первом туре. Единственный вариант сохраниться у власти у него — силовой. Но США пока так же, как и Европа, предпочитают не легитимизировать второй раз украинскую власть, не иметь дело опять с государственным переворотом. Им все равно, кто будет при власти на Украине. Главное, чтобы это проходило при сохранении формальных демократических процедур», — подчеркнул Ищенко.
По его словам, Порошенко пытается получить «санкцию на госпереворот», на использование силового ресурса, убедив американцев, что Тимошенко не будет таким проамериканским президентом, как он сам. Именно поэтому в Киеве сейчас начались массовые обыски, массовые аресты людей, которые сотрудничали с Юлией Тимошенко или с ее сторонниками.
«Соответственно, Порошенко получает «выходы», которые показывают, что те, кто идут ему на смену, играют слишком сложную, слишком опасную для Америки игру», — констатировал Ищенко, добавив, что вопрос только в том, согласятся ли с этими доводами американцы или нет, будет ли Порошенко действовать без их разрешения или нет.
«Если не будет, то Тимошенко — следующий президент. Если будет, Тимошенко либо в тюрьме, либо в могиле», — сказал эксперт в заключение.
«Ничего личного»
Персоналии в украинской власти не столь важны, американцы выберут наиболее удобную для себя фигуру, а при необходимости без сожалений с ней расстанутся, найдя замену, отметил политолог Сергей Михеев.
По его словам, «Порошенко удобен тем, что он повязан событиями 2014 года и у него значительно меньше поле для маневра», что дает американцам «больше возможностей для давления, больше возможностей для манипуляции, принуждения к тем или иным вариантам».
Однако «если завтра они (американцы. — Ред.) сочтут, что ситуация будет более эффективно отработана, если Порошенко убрать (…), то они его уберут, как это в свое время было с приснопамятным Саакашвили даже не на Украине, а в Грузии», — указал Михеев. В общем, «ничего личного», для американцев «сами по себе эти личности, эти персоналии ничего не представляют».
Он добавил, что смена персон не отразится на общей стратегии: «антироссийскую константу» американцы сохранят.
«Украина останется инструментом»
Американцы не «за» и не «против» Порошенко, правильный ответ — «американцы вместо Порошенко», отметил независимый политический аналитик Андрей Асафов. По его словам, дело действительно не в фамилиях политиков, для США важно лишь то, что Украина всегда останется инструментом давления на Россию, при этом — инструментом не дорогим.
Что касается выборов в Америке, то эксперт напомнил: «Во время предвыборного турне ни слова не говорилось ни о России, ни об Украине».
«Основной вопрос, который звучал во время обсуждений, — это вопрос миграции. Это исключительно внутренний американский вопрос, связанный с отсутствием консенсуса в американском политическом истеблишменте», — отметил Асафов.
При этом эксперт подчеркнул, что американская политическая система достаточно стабильна, она защищена системой сдержек и противовесов — и «она переживет и Трампа, и любого другого президента».
Поэтому «перекосы возможны, но серьезные флуктуации в ближайшие годы очень маловероятны». При этом есть консенсус элит по вопросам внешней политики: по вопросу России, по вопросу Ближнего Востока — в первую очередь Ирана, есть консенсус относительно Израиля.
По словам Асафова, «Трамп не пытается заниматься поддержанием какого-то градуса истерии, ненависти вокруг России — это он вынужден делать, поскольку существует общее направление».
В то же время Трамп пытается «выстроить такой консенсус элит вокруг Китая, объявив Китай главной угрозой США в экономическом и прочих моментах», — подчеркнул Асафов.
Невыполнимый «Минск»
Эксперты обсудили также перспективы «Минска-2» в связи с американскими выборами. По мнению Михеева, Минские соглашения «формально вроде бы живы», встречи в Минске проводятся, но — «интенсивного движения по этому пути не предвидится… процесс будет находиться в подвешенном, полузамороженном состоянии».
Политолог отметил, что Россия после 2014 года, после «Русской весны» потеряла темп и потеряла инициативу по целому ряду вопросов, политика Москвы в отношении Украины «зависла в некотором безвременьи».
По словам Михеева, это связано с отсутствием консенсуса по украинскому вопросу в российской правящей элите, часть которой все еще надеется на отмену санкций. Но и для движения вперед, игнорируя Минские соглашения, — для этого тоже «инициативы не хватает».
В результате, отметил эксперт, ситуация сложилась серьезная: «Минск-2» перспектив почти не имеет, а для того чтобы «перешагнуть» через договоренности, нужен некий повод, давать который опасаются и с украинской стороны — «потому что непонятно, чем это закончится».
Михеев отметил при этом, что президентские выборы на Украине все же заставят Москву определиться. По его мнению, «что бы ни рассказывали сейчас о низких рейтингах Порошенко на выборах, у него все же предпочтительные шансы на победу» — кроме рейтингов, есть и такая вещь, как административный ресурс, как ресурс репрессивный…
«У него (у Порошенко. — Ред.) достаточно высокие шансы стать президентом. Что мы тогда будем делать? Если мы признаём эти выборы, мы легитимизируем все эти четыре года, которые были, и фактически даем ему индульгенцию на четыре года следующие. А если мы не признаём, то должен быть некий план действий. Он есть? На мой взгляд, его нет» — сказал Михеев, добавив, что президентские выборы на Украине могут стать «точкой перелома, когда надо будет определяться в отношении Минского процесса — а что с ним делать».
Российский эксперт, историк и политолог Егор Холмогоров призвал не забывать, каким способом были подписаны Минские соглашения.
«Они никогда не подписывались со стороны Донбасса никаким общественным, государственным субъектом. На них стояли две подписи — Захарченко и Плотницкого, в личном качестве. Потому что Украина не признаёт юридически никакого субъекта, с которым она там разговаривает. Так получилось, в силу разных причин, что оба подписавших соглашения субъекта выбыли из процесса (…) Есть вопрос: существуют ли эти соглашения до сих пор? Мне ни один юрист ответа на этот вопрос не дал», — сказал Холмоговров.
Впрочем, по мнению политолога Ростислава Ищенко, это не имеет особого значения, поскольку Минские соглашения закреплены резолюцией Совбеза ООН.
Украина как угроза
С тезисом Искандера Хисамова о том, что Украина в своем нынешнем состоянии представляет возрастающую угрозу для России, согласился Егор Холмогоров. Более того, по его словам, в создавшихся условиях «Украина — это стратегическая угроза самому существованию России».
«Особенно в ситуации, когда США выходит из договора о РСМД, наличие откровенно враждебного режима на границах с Россией — это угроза нашего прямого физического уничтожения», — подчеркнул Холмогоров.
Он добавил, что сегодня и с Белоруссией потребуется внести ясность — союзник она России или нет. А с Украиной всё ясно: «Если американцы предложат выставить ракетные точки в Конотопе, их там поставят».
«Соответственно, для России вопрос минимально приемлемого режима на Украине становится вопросом непосредственного стратегического выживания, причем не в долгосрочном периоде (…) а в смысле прямом, едем мы в рай послезавтра или все же немножко погодим», — сказал эксперт.
Что до американских выборов, то, по мнению Холмогорова, для России сложилась не самая выигрышная ситуация — демократы усилили свое представительство в Конгрессе, и они будут давить на президента США Дональда Трампа, который «будет вынужден делать антироссийские шаги».
Опасное бездействие
Угрозы нарастают, а Россия бездействует, отметил Сергей Михеев, добавив, что «одним из результатов бездействия России, якобы стратегически выверенного, стали и все события Майдана 2014 года, события в Донбассе».
«Вообще результаты бездействия России в постсоветском периоде — это рождение антироссийских режимов на постсоветском пространстве. Если что-то позитивное и случается, то это результат не бездействия, а случайность», — сказал эксперт.
По его словам, «санкции (против Киева. — Ред.) и то, что касается выборов в Донбассе, — это реакция на события, в том числе и на смерть Захарченко, когда уже нельзя ничего не делать».
«Думаю, что если бы не смерть Захарченко, санкции против Украины были бы под большим вопросом, как и выборы в Донбассе», — подчеркнул Михеев, отметив, что позиция выжидания в этой обстановке пагубна для России.