ZIK. Перекрытие дорог в Прикарпатье: Модные протесты на грани криминала

Прикарпатье захлестнула мода на перекрытие дорог. За последние полгода в области едва ли не каждую неделю перекрывают дорогу, если не местного, так государственного значения
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Практически во всех случаях протестующие делают это для того, чтобы власть обратила внимание на катастрофическое состояние дорог и выделила или в срочном порядке нашла на ремонт деньги. Однако есть и ситуации, когда люди сознательно или бессознательно таким образом лоббируют интересы автодорожных предприятий, которые в итоге и зарабатывают на этом деньги. 

Проблемное наследство

С первого января 2018 года дороги местного значения общей протяженностью 3117 километров перешли в сферу управления Ивано-Франковской областной государственной администрации (ОГА). Они включают 432 дороги и 813 мостов протяженностью 16 километров. На их ремонт и обслуживание в этом году в Дорожном фонде было предусмотрено лишь 278,9 млн гривен.

Из-за недостаточного уровня финансирования на ремонт местных дорог (на некоторых из них строительные работы не проводились более 25 лет) в течение последних месяцев состоялся ряд протестных акций.

Сейчас весь финансовый ресурс Дорожного фонда исчерпан, и в текущем году вносить изменения в перечень дорог, которые ремонтируют, не будут. В то же время, чтобы не повторять нынешних ошибок, проведут разъяснительную работу для жителей области, какие участки дорог будут ремонтироваться и когда эти работы будут проведены.

На одном из совещаний, посвященных ремонту автодорог, глава Ивано-Франковской ОГА Олег Гончарук сообщил, что согласно Концепции развития автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах области на 2018-2020 годы предполагается, что на ремонт и строительство таких дорог в следующем году будет направлено около 480 млн грн, а в 2020 году — более 650 млн грн.

Что же до строительства дорог государственного значения, то в 2019 году ключевым объектом в восстановлении станет дорога Ивано-Франковск — Тернополь,  ее протяженность по территории области составляет 33 километра, и ведет она из Ходорова до Бережан через Рогатин. 

Перекрытие дорог — уголовное правонарушение 

Прикарпатские полицейские неоднократно обращались к жителям области с просьбой не блокировать дороги и предупреждали о возможных последствиях. Ведь согласно Уголовному кодексу перекрытие или частичное ограничение дорожного движения на автодорогах государственного значения является уголовным правонарушением. Наказанием за это, согласно санкции статьи, является штраф от 50 до 150 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет.

И это предупреждение было не только на словах. В начале июня этого года на автодороге Н-09 государственного значения сообщением «МукачевоЛьвов», в пгт Делятин Надвирнянского района жители сел Надвирнянского и Косовского районов свыше недели частично перекрывали днем движение автотранспорта, требуя ремонта дороги пгт Делятин — с. Яблонов.

Выглядело это так: около 60 человек ходили по пешеходному переходу, мешая движению транспорта. Из-за этого образовывались многокилометровые заторы, поскольку по этой трассе машины направлялись в Буковель и в соседнюю Закарпатскую область.

Собственно, по факту блокирования транспортных коммуникаций, а также захвата транспортного предприятия сотрудниками полиции было начато и проводилось досудебное следствие. 

Дороги и выборы

Тогда публично отреагировал на это событие и председатель Ивано-Франковской облгосадминистрации Олег Гончарук: «События последних дней свидетельствуют о начале предвыборной кампании. Политические амбиции и меркантильные интересы выходят на первое место, теряются здравый смысл и понимание.

Становимся свидетелями того, как вместо решения вопросов выверенным путем переговоров, дискуссии и совместных наработок проявляются попытки оказывать давление, звучит язык ультиматумов, создается нездоровая ситуация, когда отдельные члены общин нескольких населенных пунктов требуют решения своих проблем за счет интересов других общин Прикарпатья».

Однако конфликтная ситуация этим не закончилась. Позже у стен ОГА пикетчики устроили митинг, а затем более ста человек зашли в зал заседаний, где потребовали ответа от властей, когда, наконец, отремонтируют дорогу Делятин-Яблонов, которую якобы должны были сделать еще в 2017 году. После этого протестующие передали предложения от фирмы «ПБС», которая связана с нардепом Александром Шевченко.

Речь шла о том, что «ПБС» готова сделать всю дорогу в долг, только чтобы с ней рассчитались за следующие два года. Или же «ПБС» будет содержать дороги Прикарпатья в зимнее время, но получит и направит соответствующие деньги на ремонт «Делятин-Яблонов». 

Перекрытие дороги как метод борьбы

Не гнушаются на Прикарпатье перекрытием дороги и для достижения других целей, кроме ремонта.

В конце августа в Рогатине педагоги перекрыли дорогу на Львов в двух местах. Протестующие пропускали только автобусы с детьми и те, которые двигались во Львов. Причина — невыплата зарплаты.

Перед тем в областном центре к такому же методу прибегли люди, которые протестовали против застройки.

В июле жители улиц Химиков и Троллейбусной заблокировали одну из главных транспортных артерий Ивано-Франковска — улицу Галицкую. Люди требовали остановить незаконное, по их мнению, строительство. Десятки жителей микрорайона непрерывно ходили по пешеходному переходу. Блокада длилась около часа.

Позже мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив заявил, что из-за приближения выборов количество подобных акций протеста в городе может увеличиться, поэтому он больше не будет реагировать на перекрытие улиц.

По его словам, такие действия протестующих создают неудобства остальным жителям города. Но впоследствии на своей странице в социальной сети таки сообщил, что он вместе с общиной и представителями Госархстройинспекции, управления СБУ в Ивано-Франковской области, застройщика и других структурных подразделений будет искать решение ситуации.

Андрей Волык, для ИА ZIK 

Рекомендуем