В то же время «Большая сделка» (если предположить, что она вообще есть) страдает определенной гибридностью — Трамп довольно жестко ведет себя с Россией. Настолько жестко, что минимум дважды за последнее время мир оказывался на грани конфликта между ядерными державами.
Вот и в последнее время появился ряд сигналов, которые свидетельствуют скорее о том, что никакой сделки не было, но стороны пытаются создать такую конфигурацию, которая сделает ее появление возможной.
Посмотрим, какие меры предпринимают США.
Негативные (силовые) сигналы
1. Отказ от договора о сокращении ракет малой и средней дальности.
В свое время это был очень важный договор между СССР и США, позволивший существенно ослабить противостояние в Европе. Правда, он в основном утратил смысл после сокращения соответствующих ракет.
Сейчас США обвинили Россию в нарушении договора, инкриминируя ей повышение дальности ракет «Калибр» (правда, договор как раз к крылатым ракетам отношения не имеет — на этом настояли сами же США в 1987 году), а также неправдивую информацию относительно дальности полета «Искандеров».
Кроме того, обсуждается возможность выхода США из соглашений о сокращении наступательных вооружений и о противоракетной обороне.
Эти шаги могут привести к слому всей существующей системы ограничения вооружений и возобновлению гонки. Мнения экспертов относительно готовности России к гонке вооружений расходятся.
2. Курт Волкер заявил, что США будут бороться не только за сохранение старых, но и за введение новых санкций против России, а также поставлять оружие Украине. Статус Волкера неопределенный, а сам он высказывается в духе своего покойного шефа — сенатора Маккейна, но эти высказывания соответствуют настроениям части вашингтонской элиты.
Позитивные (дипломатические) сигналы
1. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон посетил Москву, проведя переговоры с российским руководством.
Среди прочего он говорил о следующих проблемах:
— Необходимо привлечь к переговорам по договору о ракетах средней и меньшей дальности Китай и Северную Корею (вообще очень любопытно, что США не ведут переговоры напрямую с Китаем, а фактически предлагают России стать посредником в них). Кстати, Болтон принципиальный противник ограничения вооружений, он видит решение проблем безопасности в большем доверии и взаимном контроле.
— Болтон обсуждал с российским руководством ситуацию в Сирии, Афганистане, на Украине и на Корейском полуострове, а также проблемы договора по иранской ядерной программе. Т.е. диалог продолжается (опять же важный момент состоит в том, что украинская проблематика обсуждается не с Волкером, а с Болтоном).
2. Находящегося под санкциями вице-премьера Дмитрия Рогозина пустили в США. Официально — по личным причинам, но он был выведен из-под режима санкций по просьбе директора НАСА Джима Брайденстана. Им, вероятно, есть о чем поговорить, поскольку американская часть экипажа МКС находится в сложном положении, а с полетами к станции после недавней аварии российского пилотируемого корабля есть сложности.
Справедливости ради, сильные шаги осуществляет и Россия
1. Резкое заявление Владимира Путина на Валдайском форуме действительно не имеет прецедентов — ранее такое позволяли себе только Мао Цзедун и Ким Чен Ын, но не лидеры СССР/России или США (за исключением давней неудачной шутки Рейгана).
2. Еще летом Россия распродала почти все американские гособлигации: сейчас ее вложения в долговые бумаги составляют $15 млрд, а в начале года было больше $100 млрд (в 2013 году объем вложений в американские долговые обязательства составлял $160 млрд).
В целом возникает впечатление, что стороны создают условия для переговоров, в ходе которых и может оформиться «Большая сделка». Трудно сказать, будет ли это «вторая Ялта» или какое-то другое построение нового мирового порядка, и даже возможно ли в принципе достижение такого соглашения (особенно имея в виду неустойчивое положение американской администрации). Но попытки договориться уже предпринимаются.
И это факт.