Об этом говорится в отчёте, опубликованном в среду, 17 октября, на сайте социологической группы «Рейтинг».
Сообщается, что опрос проводился 27 сентября — 4 октября 2018 года, всего методом личного формализованного интервью (face-to-face) опрошены 2000 респондентов. Ошибка репрезентативности исследования не более 2,2%.
Кто «за», кто «против»
Согласно результатам исследования, 54% опрошенных положительно относятся к идее создания на Украине «Единой Поместной Церкви». Противоположного мнения придерживаются 19% респондентов, высказываются об этом безразлично — также 19%.
По данным социологов группы «Рейтинг», самый высокий уровень поддержки идеи «Единой Поместной Церкви» — на западе (68%) и в центре (58%) страны. В то же время на юге сторонников этой инициативы не менее 45%, а на востоке — 37%.
«Следует отметить, что в юго-восточных областях, в отличие от остальной части Украины, фиксируется относительно большее количество тех, кто равнодушно или отрицательно относится к этой теме (около четверти респондентов в каждой категории)», — говорится в отчёте.
Как и следовало ожидать, наибольшую поддержку идея автокефалии имеет среди прихожан Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) и непризнанного мировым православием «Киевского патриархата».
«В общем среди этих категорий уровень поддержки идеи Единой Поместной Церкви составляет более 75%. В среде прихожан других конфессий таких опрошенных около половины», — сообщили социологи.
Среди тех, кто считает себя верующим, но не относит себя ни к одной конфессии, идею создания ЕПЦ поддержали 43%, среди неверующих — 29%.
«Наибольшее сопротивление идея Поместной Церкви имеет среди прихожан Украинской Православной Церкви (МП), где более половины негативно относятся к этому. Несмотря на это, почти треть из них (28%) благосклонно относятся к автокефалии», — утверждается в отчёте.
Путь к единству или к расколу?
Согласно результатам опроса, 36% всех респондентов считают, что создание «Единой Поместной Церкви» скорее объединит страну, 23% утверждают, что эта инициатива никак не повлияет на консолидацию общества.
В то же время 24% говорят о возможном расколе. Больше о расколе после получения автокефалии говорят на востоке (34%) и среди прихожан УПЦ (57%).
При этом в других категориях (региональных, возрастных, конфессиональных) тех, кто считает, что создание Поместной церкви скорее объединяет страну, больше, чем тех, кто придерживается противоположного мнения, сообщается в отчёте.
Кто возглавит?
При этом 30% всех опрошенных считают, что возглавить ЕПЦ должен глава «Киевского патриархата» Филарет, 7% считают, что главой должен стать глава канонической УПЦ митрополит Онуфрий, 3% ответили, что возглавить ЕПЦ должен глава непризнанной «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) Макарий. При этом 11% респондентов считают, что ни один из них не должен возглавлять ЕПЦ, ещё 42% опрошенных пока не сформировали по этому вопросу своего мнения.
В среде тех, кто положительно относится к созданию ЕПЦ, Филарет пользуется поддержкой 50%, митрополит Онуфрий — 5%, митрополит Макарий — 4%. У трети респондентов этой категории пока нет мнения о возможном главе ЕПЦ.
Согласно результатам опроса, Филарет как возможный глава ЕПЦ пользуется наибольшей поддержкой среди прихожан «Киевского патриархата» (57%), эту структуру он и возглавляет. Среди сторонников УГКЦ — 31%, представителей других конфессий — 21%, просто верующих без конфессии — 20%.
Среди опрошенных прихожан канонической УПЦ главой «Единой Поместной Церкви» скорее видят митрополита Онуфрия (29%). «В то же время каждый десятый здесь не против, чтобы после получения автокефалии Поместную Церковь возглавил Патриарх Филарет», — отметили социологи.
Социологи группы «Рейтинг» также выявили, кому среди иерархов и глав церквей доверяют украинцы. По результатам опроса, папа римский Франциск, глава «Киевского патриархата» Филарет, Константинопольский патриарх Варфоломей, архиепископ Святослав и глава УАПЦ Макарий пользуются высоким уровнем доверия на западе страны.
Митрополит Онуфрий пользуется относительно более высоким уровнем доверия на юге, патриарх Русской православной церкви Кирилл — на юге и востоке, отметили социологи.
Автокефалия и «политическая нация»
Таким результатам исследования не стоит удивляться, сказал в беседе с корреспондентом издания Украина.ру известный киевский православный публицист Дмитрий Скворцов.
«А что тут может удивлять, если этот проект автокефалии, проект томоса — абсолютно политический? То есть за него ратуют только те, кто себя причисляет к украинской политической нации, не к стаду Христову. Украинскую политическую нацию, собственно, создала уния, униатство. И, если посмотреть результаты опроса, то наибольшее количество ответивших «за» автокефалию, находятся на Западной Украине. А население Западной Украины более чем на 90% состоит из униатов. Вот и получается представительность такая выборки, что униаты голосуют в основном за автокефалию», — сказал Скворцов.
Он добавил, что удивляться нечему и по той причине, что «эта автокефалия не имеет никакого отношения к Православию». Что касается определённого количества сторонников автокефалии среди прихожан канонической УПЦ, то, по мнению публициста, тут сыграла свою роль мощная машина пропаганды, давно используемая украинскими политиками.
Президент Украины Пётр Порошенко в апреле 2018 года выступил с инициативой создания на Украине Единой поместной автокефальной (самостоятельной) православной церкви. Он обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении соответствующего решения (томоса) и попросил Верховную Раду поддержать его обращение. Обращение было поддержано украинским парламентом. Инициативу поддержали также непризнанные мировым православием «Киевский патриархат» и УАПЦ.
В канонической Украинской православной церкви заявили, что просьба Порошенко и парламентариев к Константинопольскому патриарху принять решение о предоставлении автокефалии является превышением власти и вмешательством в церковные дела.
На состоявшемся 9-11 октября заседании Синода Константинопольского патриархата было решено возобновить процесс предоставления автокефалии Украинской церкви, восстановить статус Вселенского патриарха в Киеве и признать раскольнического патриарха «Киевского патриархата» Филарета (Денисенко) действующим священнослужителем Константинопольской патриархии.
Решено также восстановить в церковных правах и сане лидера неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария.
Кроме того, было принято решение отменить юридическую силу Синодального письма 1686 года, предоставлявшего Московскому патриарху право назначить митрополита Киевского.
В ответ Синод Русской православной церкви 15 октября постановил разорвать отношения с Константинопольским патриархатом, который своими решениями поставил себя вне канонического поля.