18 сентября. Начало работы поместного собора Киевской митрополии

В этот день в 1640 г. в Киеве начал работу церковный собор, сыгравший важную роль в истории русского православия. Инициатор собора, знаменитый киевский митрополит Петр Могила, планировал фактически перезагрузить церковную организацию юго-западной Руси, но результаты его деятельности актуальны и по сей день, хотя и получили неоднозначную оценку.
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Собор был созван по инициативе Петра Могилы – одного из наиболее ярких церковных деятелей Восточной Европы XVII в. В 1632 г. тогда еще архимандрит Киево-Печерской лавры сумел добиться поддержки со стороны православного духовенства и мирян Речи Посполитой кандидатуры Владислава IV на выборах польского короля. Взамен он получил гарантии свободы вероисповедания и кафедру митрополита Киевского, Львовского и всея Руси.

Новый Митрополит рьяно принялся за восстановление православной митрополии и переустройства ее на новых началах. Получив блестящее европейское образование, особое место он уделял насаждению учености, взяв за основу католические образцы. Так, им была основана Киевская коллегия — первое русское высшее учебное заведение.

Венцом деятельности митрополита Петра стал поместный собор Киевской митрополии, прошедший с 18 по 28 сентября (8 – 18 по ст. стилю) 1640 г. В работе собора приняли участие представители луцкого, львовского, перемышльского и мстиславского епископов, архимандриты и игумены монастырей, священники и миряне.

Главной задачей собора было принятие нового катехизиса, который во-первых содержал бы точное и систематические изложение православного вероучения, во-вторых, упорядочил церковную жизнь Киевской митрополии и, в-третьих, давал бы ответы на наиболее актуальные повседневные вопросы эпохи.

7 сентября 1984 г. Скончался самопровозглашенный униатский патриарх Иосиф Слипый7 сентября 1984 г. В Риме, в возрасте 92 лет скончался Иосиф Слипый - глава украинской греко-католической церкви, активный участник украинского националистического движения. Именно по его инициативе лидеры УГКЦ стали претендовать на титул патриарха, который, однако, никем не был признан.

Участники собора на ежедневных заседаниях последовательно рассматривали пункты предложенного им документа. Катехизис был составлен на латыни в форме вопросов и ответов и состоял из трех частей, каждая из которых была посвящена одной из важнейших христианских добродетелей — вере, любви и надежде. Документ содержал ощутимое влияние католицизма — например, в нем содержалось учение о чистилище. Первоначально он назывался «Изложение веры церкви Малой России».

В таком виде он был направлен на рассмотрение константинопольского патриарха. Затем исправленный греческий перевод был вынесен на рассмотрение собора в Яссах, где после внесения необходимых изменений и дополнений был принят предстоятелями четырех церквей православного востока — Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской.

Катехизис получил название «Православное исповедание веры кафолической и апостольской восточной церкви», но часто по имени автора и составителя первоначальной версии его называют катехизисом Петра Могилы.

Помимо принятия этого документа на Киевском, а вслед за ним и на Ясском соборах была повторена анафема прежнему константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, за его латиноязычный трактат «Исповедание православной веры» изданный в 1629 г. в Женеве — центре кальвинизма. Именно идеи этого направления протестантизма нашли отражение в учении Лукариса, крайне негативно относившегося к католицизму и надеявшегося найти поддержку в борьбе с его экспансией у протестантских морских держав Великобритании и Нидерландов. Книга вышла в разгар грандиозной войны католиков и протестантов, вошедшей в историю как Тридцатилетняя, и наделала много шуму.

«Пятая колонна» в УПЦ: На кого опирается Порошенко в церковном расколеВ понедельник, 3 сентября, предположительно во 2-ой половине дня в Стамбуле появится решение Вселенского патриарха Варфоломея, предоставить ли автокефалию Украинской православной церкви. В случае, если это решение будет в пользу отделения православных от Московского Патриархата, это может привести к религиозной войне

И хотя Петр Могила был рукоположен именно Кириллом Лукарисом но взглядов его не разделял, а потому составил свой катехизис во многом как православный ответ на вызов протестантизма. При этом взгляды самого Могилы находились под очевидным влиянием католицизма, как общей культурной и образовательной доминанты Речи Посполитой, и наиболее последовательной доктрины, отвергающей протестантизм вообще и кальвинизм в частности.

Борьба католиков и протестантов оказывала огромное влияние на религиозно-политические процессы в Восточной Европе. С одной стороны учение Кальвина, и нидерландские повстанцы провозгласившие лозунг «лучше служить султану чем папе», с другой — контрреформация, и ее передовой отряд — орден иезуитов. Обе стороны наращивали богословские, научные, эстетические и, в конечном счете, политические аргументы.

В ситуации, когда огромное количество православных в таких державах как Османская империя и Речь Посполитая были лишены опоры на собственные государственные институты, они должны были стремиться к тому, чтобы не отстать от западных христиан в уровне богословской и философской подготовки. Это позволяло хотя бы потенциально на равных оппонировать экспансии западного христианства.

13 сентября. Богдан Хмельницкий одолел «перину, латину и детину»В мае 1648 г. Речь Посполитиую один за другим постигли три несчастья: Богдан Хмельницкий дважды разбили посланные против него войска, в плен попали высшие военные чины короны, а сам король Владислав после продолжительной болезни скончался. Две партии знати оформились вокруг претендовавших на престол братьев короля. Но была и третья сила

Выпускники Киевской академии оказались весьма востребованы московскими патриархами и царями и скоро заняли ведущие места в иерархии Русской православной церкови, надолго определив направления ее развития заданные митрополитом Петром Могилой и его трудами, среди которых особое место занимает принятый в 1640 г. катехизис. Новый катехизис, отвечающий требованиям эпохи, был принят Русской православной церковью только в первой половине XIX в.

Полная версия катехизиса была издана в Амстердаме в 1667 г. — уже после смерти митрополита Петра, а затем неоднократно переводилась и переиздавалась. Краткую версию опубликовал сам Могила в 1645 г., незадолго до своей смерти.

Киевской митрополией более не проводилось соборов посвященных богословским и организационным вопросам. Проводились лишь выборы митрополита, череда которых в конечном итоге привела к ее от Константинопольского к Московскому патриархату.

Сегодня на наших глазах эти события многовековой давности обретают небывалую актуальность, не только сугубо религиозную, но, в большей мере, политическую. Православная церковь на Украине вновь оказывается под давлением прозападных политических элит, а Константинополь оспаривает права Москвы. Именно ко временам Киевского собора и последовавших за ним событий апеллируют стороны конфликта в поисках аргументов.

Рекомендуем