Обещанные жесткие «ответные меры» в адрес патриарха Варфоломея со стороны Русской православной церкви, принятые в пятницу на экстренном заседании Священного Синода последней, оказались именно такими, как ранее и предполагало издание Украина.ру.
Процитируем для понимания ситуации соответствующий журнал заседания Священного Синода:
«Имели суждение об ответных действиях в связи с назначением Константинопольским Патриархатом своих «экзархов» в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви «решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине».
Постановили:
1. Приостановить молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением.
2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.
3. Приостановить участие Русской православной церкви во всех епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата.
4. Принять заявление Священного Синода в связи с антиканоническими действиями Константинопольского патриархата в Украине».
Строго говоря, поминать Варфоломея за литургией патриарх Московский и всея Руси Кирилл прекратил еще накануне заседания Священного Синода, что было видно из репортажей о его поездке 9-11 сентября в Норильск.
«Мы временно приостанавливаем всякое общение с Константинопольским патриархатом», — резюмировал 14 сентября на пресс-конференции председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
При этом, как сказано в заявлении, принятом Священным Синодом РПЦ, «в случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского патриархата на территории Украинской православной церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом».
В комментарии РБК протодиакон Андрей Кураев оценил произошедшее так: «Фактически, можно говорить о превентивном расколе РПЦ и Константинополя — это фантастика, в истории церкви такого не знаю».
Это тем более удивительно, ибо не далее как 8 сентября Кураев описал в своем блоге в Живом Журнале события 1996 года, очевидцем которых он был. Тогда РПЦ точно так же разорвала евхаристическое общение с Константинополем (и тоже только на уровне сослужения епископата) и поминовение Варфоломея из-за создания тем своей церковной структуры в Эстонии, что вызвало аналогичный нынешнему украинскому раскол среди православных целой страны. То ли протодиакона начала конкретно подводить память, то ли слишком велико желание обвинить священноначалие РПЦ в действиях с ужасными последствиями.
Тем более, что Кураев ранее специально подчеркивал, что, разорвав в феврале 1996 года общение с Константинополем, Москва уже в августе того же года пошла на попятный и это общение восстановила. Хотя раскол в Эстонии сохранился на крайне невыгодных для нее условиях (подчиненную Варфоломею митрополию власти страны признали и зарегистрировали, а митрополии Московского патриархата много лет отказывали в этом).
И причины этого очевидны — Варфоломей как архиепископ Нового Рима и центральная фигура в мировом православии спокойно проживет без его поминовения в Москве или Норильске, а вот РПЦ таким шагом просто ставит себя в самоизоляцию, в которой к ней никто не присоединяется, что не позволяет говорить о блокаде Варфоломея. Одно лишь арифметическое большинство верующих не дает в данном случае особых преимуществ.
Но, похоже, в РПЦ считают иначе.
«Это будет означать, что Константинопольский патриархат больше не будет главой 300 млн. православных, — обрисовал РБК последствия решения Священного Синода митрополит Иларион (Алфеев). - По крайней мере половина (православных верующих мира. — Прим. авт.) не будет признавать его (Варфоломея. — прим. авт.) в качестве первого среди равных».
Удивительно, что в принятом 14 сентября специальном заявлении Священного Синода РПЦ критикуются претензии Варфоломея на «православном папство», и тут же глава «церковного МИДа» РПЦ называет того «главой 300 млн. православных».
Далее, на чем основаны заявления Илариона о том, что «по крайней мере половина» от «300 млн. православных» мира отпадут от Варфоломея при разрыве отношений с ним РПЦ? Так как ни одна из Поместных церквей готовности прервать евхаристическое общение с Константинополем не высказала, очевидно, просуммирована паства РПЦ по республикам бывшего Советского Союза. BBC на основе энциклопедии «Религии мира» 2010 года оценила ее на днях в 90-120 млн., без учета Украинской православной церкви, отметив, что численность прихожан всех православных Церквей Украины составляет более 10 миллионов с добавлением зарубежных приходов РПЦ и Русской православной церкви заграницей, автономных Японской и Китайской православных церквей, Православной Церкви в Америке (от РПЦ в 1970 году получила автокефалию, не признанную большинством Поместных церквей, которые продолжают считать ее автономной частью Московского патриархата).
Но, во-первых, эти цифры откровенно дутые: хотя при всех опросах более 60% жителей России называют себя православными, по тем же опросам в храмы регулярно ходит хорошо если 10% от наших граждан. В данном случае срабатывает этническая и культурная принадлежность пополам со слабой бытовой религиозностью.
Во-вторых, в мировой иерархии Церквей (так называемый диптих, где они перечислены по определенному порядку) играет роль историческое место, «право старшинства» на основании древности и авторитетности. Всем очевидно, что даже имеющие крохотную паству Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская Церкви или небольшая монастырская Святая Гора Афон обладают при этом огромным авторитетом во всем православном мире. В данном случае РПЦ впадает в ту же ошибку, что и Иосиф Сталин, по воспоминаниям современников, как то иронично заметивший по поводу заявлений о влиятельности Папы Римского в мире: «А сколько у него дивизий?» В мире религии не действует известное правило Наполеона «Большие батальоны всегда правы».
Прекращение его поминовения в РПЦ и ее автономиях Варфоломей спокойно переживет, как и отсутствие их делегатов «на во всех епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях» и прочем, тем более, что в 2016 году РПЦ уже просаботировала проведенный под его председательством Всеправославный Собор.
«Сознавая, что происходящее представляет опасность для всего мирового православия, обращаемся в сей трудный час за поддержкой к Поместным автокефальным церквам, призываем предстоятелей Церквей проникнуться пониманием нашей общей ответственности за судьбу мирового православия и инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине», — говорится в заявлении, принятом 14 сентября Священным Синодом РПЦ.
Но кто должен его инициировать? Кто присоединится к этому «обсуждению»? Какой оно будет иметь канонический статус и, как следствие из этого, что это означает для Варфоломея? На это ответов не дано, очевидно, потому что их и нет.