«Мы слышим довольно странные комментарии из Константинополя в последние дни. Эти комментарии подчас никак не коррелируют с шагами, которые уже сделаны. Например, когда представитель Вселенского патриархата говорит о возможности решить все мирным путем, ни в коей мере не провоцируя раскол, не очень понятно, почему тогда совершаются прямые нарушения канонов. И почему Константинопольский патриархат думает, что не последует реакции со стороны Русской церкви? Однозначно, последует», — заявил он 14 сентября.
По словам Легойды, о прохождении точки невозврата можно говорить только тогда, когда будут совершены конкретные действия. «Но мы не видим и реакции на заявление Священного Синода Русской церкви от 8 сентября. Это никак не способствует умиротворению ситуации. Сегодня пройдет внеочередное заседание нашего Синода. Подождем его решений», — сказал собеседник агентства.
«Потому что в ситуации, когда раскольники никем не признаются, только за четыре года более 40 храмов уже отобраны у канонической церкви. А если возникает структура, которая получит некий мандат от Константинополя и начнет официально претендовать на все православные храмы на Украине, к чему это приведет? Что бы ни писали псевдоаналитики о яростном желании всех верующих обрести тотчас автокефалию, мы знаем, что настроения другие. И люди храмы не отдадут. Не предадут свою веру и церковь», — сказал Легойда.
«Что если возникнет некая Киевская митрополия — в подчинении Константинополя? Как первый шаг… И только потом эта митрополия получит автокефалию. Но ведь это "потом" может растянуться на годы. Или века», — добавил представитель РПЦ.
Для этих целей патриарх Варфоломейназначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтского Илариона из Канады.
В канонической УПЦ Московского патриархата назвали произошедшее грубым вмешательством государства в дела религии и призвали патриарха Варфоломея не идти на поводу у нынешних властей Украины. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что Московский патриархат разорвет евхаристическое общение с Константинопольской церковью в случае дарования ей автокефалии раскольникам.