Украине пора вводить визы с Россией. И не простые, а биометрические, уверен министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
«Допустим, мы вводим обычный визовый режим. Что это меняет? Я всегда говорил, что нам нужно не просто кому-то ставить печать "на каком основании, при каких условиях", а контролировать: кто, каким образом пересекает границу. <…> Если говорить о визовом режиме — нам нужен биометрический визовый режим», — сказал Климкин.
При этом год назад министр выступал против виз с Россией. Объяснял это неприятностями, с которыми столкнуться украинские гастарбайтеры в России при ответных действиях Москвы.
Шаг за шагом — от России
Непостоянство Климкина объясняется просто: изменилась линия партии. Когда до президентских выборов остается меньше 7 месяцев, министру иностранных дел и его непосредственному боссу, президенту Порошенко, нужно повышать ставки. Показывать свою «антироссийскость» и укреплять образ «борцов с Кремлем». И введение виз — всего лишь еще один шаг в общей предвыборной стратегии.
Мы уже видели украинизацию образования на Украине, задержания российских кораблей в Азовском море, гонения на Украинскую православную церковь и ожидание Томоса об автокефалии, скорый разрыв (или непродление) большого договора о дружбе с Россией.
Цели украинские власти наметили, задачи определили, остается их планомерно выполнять. И чем ближе мартовские выборы главы государства, тем больше пиара.
«Назло бабушке отморожу уши»
Но кроме политики, в вопросе введения виз с Россией для Украины есть экономическая и социальная составляющие. Сегодня в России по разным подсчетам работают около 3 миллионов украинцев. Усложнить им жизнь значит выстрелить себе в ногу.
«Достаточно посмотреть наполненность поездов «Ковель — Москва», «Ивано-Франковск — Москва», «Львов — Москва» — из самых патриотических регионов. Там валом едут в Мордор вкалывать. Поскольку в Мордоре платят от 1000 долларов, которую украинские хозяева платить не готовы наймитам, то, естественно, отбросив в сторону все условности, патриотичные галичане садятся на поезд и едут работать на ударные стройки в Российской Федерации", — заявлял украинский политолог Андрей Золотарев.
А его коллега Вадим Карасев обращал внимание, что в случае введения виз украинцам придется покупать право приехать в Россию. Средняя стоимость визы — около 35 евро. По логике украинских властей, миллионы граждан Украины таким образом сделают крупный взнос в бюджет «страны-агрессора».
«От чего они (украинские власти — Прим. Ред.) хотят отгородиться? Чтобы люди не ездили на заработки, так дайте им работу, но работу тоже не дают, превращают страну в социальный ад. Ничего иного, как "назло бабушке отморожу уши", — уверен Андрей Золотарев.
Ввести визы — дело не быстрое
Украинцы в России — одна из главных статей пополнения украинского бюджета. За пять месяцев 2018 года на Украину поступило 4,5 миллиарда долларов за счет частных денежных переводов. Это на 30% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Можно предполагать, что за календарный год трудовые мигранты пришлют на Украину больше 10 миллиардов. И около 40% от этой суммы — от работающих в России. Бить в эту точку — все равно что резать курицу, несущую золотые яйца. Но ради выборов можно и рискнуть.
«Порошенко идет на выборы и радикализирует позицию. Многие инициативы, которые ранее были маловероятны, начали активно продвигаться. Разрыв железнодорожного сообщения по пассажирам, торпедирование «Договора о дружбе», введение виз — все это с политтехнологической точки зрения попытки Порошенко собрать все радикальные проекты, которые лежали под сукном. В этом плане в долгосрочной перспективе экономике наносится урон, но в краткосрочной — решаются задачи, связанные с выборами и выигрышем во втором туре. Коррупционную составляющую и отсутствие экономического роста Порошенко подменяет на «борьбу с Москвой», — пояснил в комментарии изданию Украина.ру политолог Дмитрий Абзалов.
По его словам, все дело в том, насколько долго продержится радикальная повестка.
«К визовой составляющей Украина готова. Она и так ввела отдельные ограничения — собирает биометрические данные, ограничивает пересечение граждан РФ призывного возраста. Эта схема уже работает. Но полноценно ввести визовый режим сейчас на всех точках и переходах крайне сложно даже до конца отпускного сезона. Только на переходе в Крым из Херсонской области постановка системы для контроля виз будет требовать серьезного усилия. Так что это дело не быстрое», — резюмировал политолог.
Грузинский опыт для Украины
Наверняка у украинских властей перед глазами — опыт Грузии. Визовый режим между Россией и Грузией ввели в 2000 году по инициативе Москвы в качестве дополнительной меры по борьбе с экстремистским подпольем на Северном Кавказе. Однако особых проблем с въездом в страну у законопослушных грузинских граждан не возникало.
Все изменилось после августа 2008-го, разрыва дипломатических отношений Москвы и Тбилиси и закрытия российского посольства с консульствами. После разрыва дипотношений с Россией грузинские граждане могли оформить визу в Секции интересов России при посольстве Швейцарии в Тбилиси только по приглашению прямых родственников, в экстренных гуманитарных случаях, по официальному приглашению компаний и организаций.
Тем не менее в феврале 2009 года президент Грузии Михаил Саакашвили в одностороннем порядке отменил визовый режим для граждан России. Предпосылки для диалога об изменении визового режима со стороны Москвы возникли только после смены власти в Грузии.
В декабре 2015 года Россия приняла решение о введении упрощенного визового режима с Грузией. По новым правилам, имея на руках оформленное в миграционных органах приглашение, любой гражданин Грузии может получить частную, деловую, гуманитарную, рабочую визу (кроме туристической) любой кратности. Причем приглашение оформляется гражданином РФ вне зависимости от степени родства. А для ускорения процесса введен новый вид приглашений — электронные, которые, в отличие от классических, можно направить по электронной почте.
Учитывая решительный настрой украинских властей, гражданам страны стоит плотно изучить грузинский опыт. Он может пригодиться уже в ближайшее время.