Назло России. Зачем Порошенко хочет менять Конституцию под НАТО и Евросоюз

В торжественной атмосфере Дня Независимости президент Украины Порошенко напомнил гражданам, что будет настаивать на закреплении в Конституции евроинтеграции и вступления в НАТО. Однако эксперты считают, что глава государства не случайно накануне выборов решил вносить изменения в Основной закон страны, и что про НАТО и ЕС тут вспомнили к слову
Подписывайтесь на Ukraina.ru

По информации окружения Порошенко его юристы нашли решение, как это провернуть, поэтому к открытию нового политического сезона презентуют соответствующий законопроект авторства Порошенко.

«Абсурд и популизм»

Украинский президент уже третий раз делает подобное заявление. Первый раз он сказал об этом 24 марта, второй — на саммите НАТО в Брюсселе.

Стоит отметить, что в 2014 году президент говорил, что решение о вступлении в НАТО — это компетенция украинского народа, который должен выразить свою позицию на референдуме. А в декабре 2017 года повторил этот тезис.

«Мы твердо держим курс евроатлантическую интеграцию, — и даже не сомневайтесь, что в очень скором обозримом будущем в Украине пройдут референдумы и о вступлении в НАТО… и о членстве в Европейском Союзе», — сообщил тогда Порошенко.

Более половины украинцев поддерживают вступление в ЕС и НАТОПочти 60% участников опроса хотели бы жить в Европейском союзе, а 48,4% — в государстве, входящем в Североатлантический альянс

В этом году он будто бы забыл о тех своих словах и решил выдвинуть совершенно новые условия для вхождения ЕС и Североатлантическим альянсом. Впрочем, с Петром Алексеевичем такие провалы в памяти случаются часто.

Как бы то ни было, эксперты оценивают эту инициативу как абсурдную и чисто популистическую. Которая, впрочем, является бомбой замедленного действия. Хотя они, все-таки, считают маловероятной претворение идеи в реальность. При этом, одного желания Украины мало, ведь в НАТО и ЕС пока страну видеть не хотят. И даже чиновники, а с ними и придворные и независимые от власти аналитики признают, что украинское государство не выработало никаких интересных для НАТО решений и, мало того, не имеет внятной североатлантической стратегии.

Что же до участия в Евросоюзе, есть проблемы с обеих сторон: чудовищная халатность Украины по выполнению реформ, затребованных Европой, и кризис в самом Старом Свете.

Почему Украина никуда не вступит

Тем не менее, заявления о правках в Конституцию сделаны. Таким образом, считают политологи, руководитель страны пытается поменять повестку дня, кинуть кость населению, в то время как никакого позитива не предлагается.

«Несмотря на то, что необходимо пересматривать происходящие в стране процессы, оппозиции, и другим соперникам власти на сегодняшний день пока не удалось сформировать мобилизационную программу для избирателей», — проанализировал ситуацию директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.

И подметил: действительно, Грузия и Украина находятся в подвешенном состоянии в контексте НАТО. Тем не менее, Североатлантический альянс признал желание этих стран присоединиться. Хотя ранее глава военного блока Йенс Столтенберг отказывался рассматривать украинскую сторону как потенциального кандидата в члены НАТО, потому что тогда не были исправлены документы, в которых должно быть зафиксировано стремление в военный союз.

Это было удобно, поскольку НАТО не дает Украине прямого доступа к программам, прямой помощи, которая могла бы дать повод России заявить о прямой военно-политической поддержке украинцев Альянсом.

Каждый за себя: Евросоюз нанес смертельный удар по экономике УкраиныС 19 июля Еврокомиссия ввела очередные ограничения на поставки украинской продукции — на этот раз под удар попала продукция украинских металлургов, одна из основных статей экспорта страны

«Политическая поддержка, правда, декларативно высказывается. А вот военная заключается только в трастовых фондах с очень небольшим бюджетом. А натовское обучение украинских военнослужащих нельзя считать прямой военной помощью. Ее могут оказывать только конкретные государства. Так, Украине помогают в этом смысле в том числе США (поставки оборудования и небольшого количества летальных вооружений на безвозмездной основе), Литва (боеприпасы), Польша (единственная страна НАТО, имеющая с украинским государством соглашение о военно-техническом сотрудничестве), Великобритания (программа обучения)», — пояснил эксперт.

Примечательно, что решения по допуску украинских представителей на маневры принимаются в каждом случае отдельно. Например, на учения пехоты Альянса в Центральной и Восточной Европе украинские военные были приглашены только в качестве наблюдателей, а не в качестве непосредственных участников — из-за несогласия Германия (аналогичная ситуация, кстати, наблюдается и в Грузии).

В чем глобальная проблема? Украинская Конституция признает Крым, а также неподконтрольные районы Донецкой и Луганской области территорией государства. Однако Крым находится в составе России, а статус ЛНР и ДНР еще не определен из-за непризнания Украиной и Западом местных властей. В то же время, полномочия этих властей косвенно признаны легитимными в рамках диалога трехсторонней контактной группы в Минске и в Минских соглашениях (которые предоставляют ЛДНР автономию после избрания органов местного самоуправления).

И до тех пор, пока в международно-правовом контексте не будут решены эти проблемы, Украине не стоит даже думать о НАТО.

Что же до Европейского Союза, здесь существует интересный прецедент, который возможно применить к Украине: принятия в ЕС Кипра, который не контролирует 40% своей конституционной территории — ее занимает Турецкая республика Северного Кипра.

Но Турция с Россией — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Во-первых, турки не обладают ядерным оружием, а с ядерной державой конфликтовать — чревато угрозой безопасности и Евросоюза, и США. Во-вторых, Европа их также рассматривала, как потенциального члена своей семьи.

«Это все осложняет ситуацию, поскольку есть решение Европейского Совета от 15 декабря 2016 года о том, что Евросоюз не оказывает Украине помощь в обеспечении ее территориальной целостности и обороны», — добавил Толстов.

Кроме того, средний уровень украинского ВВП на душу населения по сравнению со средним уровнем ВВП на душу населения в Европе очень и очень низкий — $2 185. Например, этот показатель на данный момент в Болгарии — $8 311, в Румынии — $10 923.

Толстов напоминает, что как раз Болгария и Румыния имели меньше 40% подушного внутреннего валового продукта от среднего процента по ЕС и рассматривались им как проблемные страны. А процент украинского ВВП на человека еще ниже, чем у болгар и румын на момент вступления в Европейский Союз.

Последствий не предугадать

Развивая эту мысль, директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков сказал, что ЕС уже скоро как 20 лет отмахивается от Украины. А Украина в это время настоятельно просит европолитиков записать в преамбулах любых европейских документов ее евроинтеграционные намерения. Но с 2003 года этого так и не было сделано.

Погребинский: Донбасс не нужен Украине, он мешает движению в НАТО и ЕСВ комментарии Ukraina.ru директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, рассказал, что дали за три года Минские соглашения и хочет ли на самом деле руководство Украины вернуть Донбасс

«Теперь власть хочет записать этот вектор в основной документ страны. Это безответственность, и власть окунулась в нее с головой. Она барахтается там и тянет в эту пучину всех нас», — отметил эксперт, сказав, что эффект от Соглашения об Ассоциации с ЕС люди в основном не почувствовали, а безвиз на себе ощутила незначительная прослойка населения страны.

Если говорить о НАТО, последствия членства в Альянсе, считает Рудяков, могут оказаться очень болезненными для Украины. Так, Дональд Трамп, президент Соединенных Штатов Америки, которые больше всех вкладывается в организацию, заявил, что другие участники блока должны уже сейчас и срочно выделять на ВПК 2%.

Но вдруг он потребует взноса в 4%? Украина дает сейчас 2,7% (86,58 млрд грн) из госбюджета на свою оборонку. В следующем году, заявил глава Совета нацбезопасности страны Александр Турчинов, расходы увеличатся до 5% (200 млрд грн). Сомнительно, что страна потянет такие затраты.

Кроме того, нельзя в вопросе Украина-НАТО выносить за скобки Россию, интересы которой он непосредственно затрагивает. По мнению Рудякова, если бы началась подготовка к принятию в Североатлантический альянс украинцев, то пришлось бы договариваться с Кремлем. А переговоры, неизвестно чем закончившиеся бы, все равно бы отобразились на Киеве.

Если даже допустить, что Украина уже в НАТО, российские ПВО будут нацелены не только на Польшу и Румынию, но и на украинскую территорию, что дополнительно усложнит обстановку. Вдобавок, если движение в НАТО закрепят в Конституции, этот вектор точно будет неизбежен минимум на два политических поколения, убежден политолог.

Расширяться нет больше сил

Проблема расширения Евросоюза и НАТО возникает не из-за того, что Российская Федерация выступает против вступления в эти военно-политические союзы Украины и Грузии. А из-за того, что Евросоюз переживает экзистенциальный кризис.

Так, президент Франции Эммануэль Макрон недавно выразил сомнение по поводу развития ЕС за счет стран Балканского полуострова. Это противоречит заявлениям президента Еврокомиссии о том, что расширения Европейского Союза не стоит ждать раньше 2019-2020 годов. И о том, что балканские страны урегулируют между собой все споры и добровольно откажутся от претензий друг к другу, что предотвратит возможные конфликты.

«Дело заключается в отсутствии солидарности внутри ЕС. Это ярко было продемонстрировано, когда на днях Италия и Мальта отказались пускать мигрантов к себе. Венгры, чехи и поляки высказывают недовольство. Поэтому Евросоюз должен для себя решить вопрос солидарности, как она должна реализоваться и в каком контексте решать множество проблем, таких, например, как взносы государств на деятельность ЕС, прием и распределение мигрантов. Потому что вступление Балкан в ЕС может, наоборот, стимулировать разбалансировку Европы», — пояснил эксперт-международник Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля.

Рекомендуем