«Взгляд»: Как коррупция спасает Украину от китайской гегемонии

На Украине повышается уровень жизни и виден экономический рост. Такое странное заявление прозвучало не из уст киевского пропагандиста, а от одного из мировых политических «тяжеловесов», лидера Китая Си Цзиньпина. На что рассчитывает Пекин, расточая комплименты нынешнему руководству Украины?
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Из глав государств, решивших поздравить Петра Порошенко с 27-летием независимости Украины, пожалуй, больше всех отличился председатель КНР Си Цзиньпин. В приветствии, которое Си прислал еще накануне, попадаются удивительные формулировки — например, что под руководством нынешнего Киева «повышается уровень жизни» украинцев.

В устах лидера державы — одного из флагманов мировой экономики — настоящей издевкой звучало утверждение, что на Украине видна «заметная тенденция к экономическому росту». Ведь по оценке самих же киевских экспертов, государство стоит перед угрозой дефолта и социально-демографического кризиса. Через несколько месяцев украинцы могут испытать очередной рост цен, который еще более снизит уровень жизни простых граждан.

Эрик Найман: О начале кризиса в КитаеТрейдер Эрик Найман о возможных потрясениях мирового финансового рынка

В славословии, которым удостоил киевских лидеров руководитель Китая, впрочем, менее всего можно усмотреть пустую лесть или жесткий троллинг. Скорее, за этим стоит свойственный руководителям Поднебесной прагматичный расчет. С той же целью на Украине работают, например, пять филиалов Глобальной сети Институтов Конфуция. Там ведь активно работают не только западные, но и китайские НКО, наладившие контакты и с политической элитой, и с прессой. Это проявление все той же экспансии, которая столь заметна, например, в Африке. Но насколько эффективна «мягкая сила» в случае Незалежной?

Судя по статистике, Китай входит в пятерку важнейших торговых партнеров Украины. В прошлом году товарооборот между странами достиг 7,6 млрд долларов. «Товарооборот увеличился, но надо посмотреть, за счет чего это произошло, — пояснил газете ВЗГЛЯД президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Украина экспортирует в Китай главным образом железную руду — где-то 80% экспорта. Да недавно стали продавать подсолнечное масло, мясо птицы, двигатели».

То есть пока украинский экспорт в Китай составляет в основном сырье, сетует Охрименко. «При этом мы очень много в Китае покупаем бытовой техники, смартфонов, — говорит эксперт. — Мы в Китай поставляем руду, получаем технику. В целом китайцам это выгодно. У нас внешнеторговое сальдо имеет громадный минус. Импорта больше, чем экспорта».

Поднебесная продолжает активно инвестировать в Незалежную. «Китай, в отличие даже от Европы, в Украину инвестирует, и если бы была правильная политика, не исключено, что мы могли бы заработать на Китае больше, чем на Европе», — мечтает Охрименко.
Известно, что несколько китайских компаний проявляют серьезный интерес к приватизации морских портов в Одесской области. Китайские фирмы — подрядчики ремонта автодорог сразу в нескольких центральных и западных регионах страны.

Одна китайская компания купила парк солнечных электростанций в Николаевской области, другая начала бурить более двух десятков газовых скважин в Полтавской и Харьковской областях. КНР интересуется возможностью покупки акций украинских энергетических корпораций. Пекин планирует конкурировать с американцами за рынок ядерного топлива на Украине — и соответствующие соглашения уже подписаны с Минэнерго.

Китайские фирмы построили в Николаевском порту комплекс для перегрузки зерна мощностью 2,5 млн тонн в год, конкурируя в этом вопросе опять-таки с американскими. По оценкам киевского политолога Дениса Гаевского, предельно очевидна заинтересованность КНР в украинских пахотных землях.

В последние пять лет Китай занимает второе место по закупкам продукции украинского ВПК. Он же проявляет серьезный интерес к покупке акций запорожского предприятия «Мотор Сич», что вызывает серьезную озабоченность у американцев. Наконец, китайцы выборочно скупают документацию и производственные узлы предприятий украинской промышленности и даже не раз пытались добыть проектную документацию самого крупного в мире транспортника Ан-225 «Мрия».

Экспансия успешно идет по всем фронтам? Экономист Александр Охрименко полагает, что это не так. Напомним, что зависло китайско-украинское соглашение, заключенное еще при Януковиче — и в Киеве его тормозят именно потому, что его заключил свергнутый президент. Будь оно реализовано, на Украину вошли бы инвестиции на десятки миллиардов долларов, а не семь, как сейчас.

Китайцы также мечтают инвестировать в агросектор, в солнечную энергетику. Успешные проекты — там, где партнерами китайского бизнеса выступает не государство, а частный капитал, отмечает Охрименко. Это, например, упомянутый выше перевалочный порт в Николаеве. Или проект строительства в Китае завода по производству двигателей «Мотор-Сич» (СП с прибылью 50 на 50).

Но как только в игру вступает украинское государство, начинается «местная специфика». «Китайцы купили электростанции, сначала ими занимались, — рассказывает Охрименко. — И говорят: мы готовы инвестировать в них три миллиарда долларов. Но никак не могут решить вопрос с арендой земли, потому что местные власти против. Хотя, казалось бы, вот тебе инвестиции, и для экологии это полезно». Причина проста, сетует Охрименко: «Взятку хотят. Очень большую взятку. А китайцы не дают. Из принципа. И правильно делают».

При этом китайским бизнесменам обещана поддержка на уровне Порошенко. «А толку-то?— сетует Охрименко. — У нас смешная ситуация. Лидеры двух стран поздравляют друг друга, а элементарный вопрос не решается».

Еще один пример неудачного сотрудничества. «В собственности украинского государства есть огромные площади засушливых земель, которые не возделываются, потому что там нужна мелиоративная система. Она когда-то была, при Советской власти. Но сейчас ее нет, — говорит Охрименко. — Китайцы предлагали: дайте эту землю в длительную аренду. Называли суммы инвестиций в 3-5 млрд долларов. Обещали эту землю сделать плодородной, возделывать, платить налоги на территории Украины и при этом увеличить экспорт украинского зерна. Дело тянется долго, наше министерство никак не может понять, как это сделать». Скорее всего, чиновники ждут взяток от восточных гостей, но взяток слишком больших для умеющих считать деньги китайцев.

Третий пример. «Есть такая идея с помощью китайцев построить автобан вокруг Киева. Не работает. Намертво, — говорит Охрименко. — Причем окружная дорога позарез нужна, до одурения, потому что в Киеве кошмар творится с транспортом. Китайцы как предлагали? Выделяйте нам деньги, строим автобан, три моста. Делаем дорогу платной — и проект окупается. Причем параллельно строим и бесплатную дорогу. Казалось бы, что может быть лучше? Нет, не хотят ни местные власти, ни министр инфраструктуры Омелян. Видимо, опять все упирается во взятку.

Китайцы не понимают: как это, мы инвестируем миллиарды — и еще и взятку вдобавок давать?»

Китайцы пытаются вкладывать деньги и в украинский банковский сектор. «Купили Украинский банк реконструкции и развития. Но он реально не работает. И что с ним будет дальше, не ясно: у нас нет на Украине большого количества китайских инвесторов, которым этот банк был бы нужен».

Был совместный проект с корпорацией «Антонов». Речь шла о производстве в Китае самолетов Ан-56. Однако проект, о котором было очень громко заявлено в 2014 году, по-видимому, заглох. «Пару лет уже не слышно о нем ничего», — говорит эксперт.

Видимо, таким же мертворожденным оказался отстаиваемый Украиной вариант ее участия в глобальном проекте «Шелковый путь» — создание транспортного коридора из Китая в обход России.

Тайная экспансия: Как Китай забирает Украину за долгиУкраине очень срочно нужно перекредитоваться для погашения внешнего долга. Переговоры в Лондоне с МВФ закончились безрезультатно - Фонд выдвигает Киеву все новые требования, в том числе политические. На обслуживание внешнего долга требуются огромные суммы - 15 млрд долларов. И уже в этом году – 8. Этих денег у Украины нет. Зато они есть у Китая

«Это все чушь, — считает Охрименко. — Невозможно делать две перевалки по морю, Каспийскому и Черному, это очень дорого. Китайская идея вообще в другом заключалась: грузы идут в Казахстан и в Россию, и на российской территории строится транспортный узел, где часть грузов заворачивается на Украину, а оттуда на юг Европы. Но сейчас какие грузы при таких отношениях с Москвой?» А ведь китайский проект был бы перспективным, Украина могла бы зарабатывать от двух до четырех миллиардов долларов просто на транзите китайских грузов «почти на халяву», вздыхает Охрименко.

Проникновению вездесущего китайского капитала на украинский рынок сильно мешает украинская коррупция, делает вывод эксперт. Несмотря на гарантии, которые давали Янукович, а затем Порошенко, взаимовыгодный бизнес получается только там, где частным украинским инвесторам удается минимизировать вмешательство алчных чиновников.

Алексей Нечаев

Оригинал публикации

Рекомендуем