А не хватает любопытного ощущения, которое невольно испытываешь, стоя перед фестивальной сценой. Это ощущение рождено прекрасно организованным международным событием, на котором посредством музыки с публикой общались первые звезды джазового мира. А еще, здесь по-новому понимаешь, что откровенным провалом обернулись западные антикрымские и антироссийские санкций, призванных держать нас «в изоляции». Если в рамках подобной «изоляции» россияне, добившиеся успехов в импортозамещенич в бизнесе, будут выбирать из «изолирующего» западного мира только самое лучшее, чуждое и нечеловеческое оставляя западу, то мы целиком «за» такие санкции!
Дмитрий Киселев, председатель оргкомитета «Koktebel Jazz Party», не раз во время своих выступлений в течение трех дней подчеркивал, что фестиваль — вне политики, вне геополитических интриг — тут речь идет только про джаз, про честную музыку, которую невозможно играть под фонограмму. И большинство иностранных музыкантов ему вторили, говоря, что джаз — это международный язык, для которого административные границы, языковые барьеры и заградительные меры не значат ровным счетом ничего. Запад, умеющий решать проблемы только путем выстраивания высоченных стен, призванных скрыть эти проблемы, словно ребенок, закрывающий глаза руками и уверенный, что «он в домике».
Если посмотреть на джазовый фестиваль в Коктебеле глазами приглашенного американского джазмена, например, Дона Брейдена (Don Braden), можно увидеть следующее: новый аэропорт Крыма, комфортная погода, комфортный отель, прекрасное место, сцена — практически у линии прибоя Черного моря, поздним вечером над сценой висит яркая полная луна, благодарная публика, теплый прием и артисты со всего мира, исповедующие джаз. Уверен, сердце Дона все это почувствовало, уверен, Дон захочет вернуться в Коктебель еще раз. И взять с собой свой квартет. А еще через год — увлечь за собой в поездку на полуостров Крым еще больше коллег по цеху — высокопробных джазменов. Потому что здесь, в Коктебеле, хорошо! Здесь чувствуют джаз, здесь ждут качественную музыку и танцуют, не отходя от своего места.
«Я не знаю в подробностях про санкции. Просто политики занимаются политикой. Они выдают только часть информации, которую СМИ Америки доносят до людей. Но до полной картины там очень далеко. Я счастлив быть здесь, у этого моря, под этой луной. Это невероятное ощущение. Я люблю Россию и приезжаю сюда уже четверых раз!» — такими мыслями Дон Брейден поделился с нами за сценой.
А его коллега — культовая джазовая певица Ванесса Рубин (Vanessa Rubin) — с вершины своего солидного возраста и огромного жизненного опыта сказала: «Джаз — это интернациональный язык, позволяющий людям делиться своей культурой по всему миру. Это исцеляющая и объединяющая сила!»
А вот итальянский контрабасист Стефано Сенни (Stefano Senni) говорит чуть менее дипломатично: «Конечно, когда я вернусь домой, я расскажу, что реальность отличается от того, что говорят в наших СМИ!»
Нужно отметить, что американские, австрийские, итальянские музыканты высказывались с желанием, говорили много, было видно, что их восхищает и высокий уровень фестиваля, и возможность видеть Россию своими глазами, и, конечно, теплый прием восторженной публики. Оттого еще более странным выглядел тот факт, что джазмены из Китая, которые стали любимчиками зрителей за свое искреннее и чувственное исполнение, от интервью отказались и после выступления исчезли с площадки. Значит ли это, что Китай, занявший в вопросе признания Крыма нейтральную позицию, мягко говоря, не оценит участия своих артистов в крымских концертах? Загадочные гости из Поднебесной оставили нас в недоумении, правда, оставили приятные воспоминания от блестящей игры на сцене.
Очередной Международный фестиваль в Коктебеле состоялся, это факт, при том состоялся, не смотря на санкции, запреты и антироссийскую истерию на Западе. А значит сейчас можно подвести некий итог и взвесить все результаты.
Во-первых, организаторы этого мероприятия своим примером доказали, что роль активных инициаторов, не отягощенных чиновничьим видением мира, в управлении страной колоссальна. Мероприятие, выросшее из палаточного слета джазовых музыкантов и любителей этой музыки, выросло в мировое событие, собирающее на своих пяти площадках лучших мировых музыкантов. Все средства, вырученные от фестиваля, организаторы направляют на реконструкцию зданий в Коктебеле. В этом же году в результате переговоров Дмитрия Киселева и Сергея Аксенова было объявлено о том, что государство выделит 4 миллиарда рублей на строительство коктебельской набережной, дороги и очистных сооружений. Наверное подобными инициативами во многом и объясняется любовь коктебельцев к организаторам «Koktebel Jazz Party».
Во-вторых, на фестивале между МИА «Россия сегодня» и Ассоциацией волонтерских центров было заключено соглашение о партнерстве. А объединяющим действием стал субботник в красивейшей Тихой Бухте недалеко от Коктебеля, в результате которого было собрано 1800 литров мусора. Мы спросили у волонтеров из поселка Ленина, помогающих в организации фестиваля, что для них означает волонтерство в наш прагматичный век, на что получили вот такой ответ: «Для меня это своеобразная миссия — помощь другим. И люди, понимая, что мы это делаем бесплатно, что это идет от сердца, проникаются доверием. Мы от этого получаем удовольствие».
Искандер Хисамов, главный редактор издания «Украина.ру», подчеркнул, что роль волонтерства в обществе велика: «Волонтерство — это движение от души, от внутренней потребности делать что-то хорошее. Не от этого голого животного прагматизма, который, кстати, еще чувствуется в Крыму — в этих некрасивых шалманах, в этом дешевом бизнесе».
И в-третьих, фестиваль «Koktebel Jazz Party» является отличным примером так называемой «народной дипломатии». Когда межкультурный, межнациональный диалог происходит на бытовом уровне среди обычных людей. Как восторженно сказала нам одна из зрительниц, приехавшая с мужем из Нижнего Новгорода: «Здесь же и украинцы, и поляки, и американцы, и французы, и немцы, и кого здесь только нет. И мы все общаемся и дружим!»
В результате, за три дня кроме приятного времяпрепровождения, западные гости стали ближе к России, а русские люди — к Западу. А в общем, помимо музыки, победил здравый смысл и душевные порывы волонтеров.