В том, кто такие эти «торнадовцы», каким образом попали в антитеррористическую операцию, что там натворили и за что были осуждены разбиралось издание Украина. Ру
Суть дела «Торнадо»
В июне 2015 года сотрудники управления внутренней безопасности МВД вместе со следователями военной прокуратуры задержали восемь сотрудников роты, в том числе командира подразделения Руслана Онищенко. Чуть позже были арестованы еще четверо «торнадовцев». Согласно сообщениям прокуратуры, бывших «героев АТО» обвинили в совершении тяжких преступлений, а именно — «удовлетворение половой страсти неестественным способом под угрозой насилия», похищения людей и незаконное их удержание, пытки, доведение до самоубийства, вымогательства, грабежи, разбои.
«В подвальном помещении средней школы города Приволье, где базировалось подразделение "Торнадо", были заготовлены средства для истязания, происходило групповое изнасилование мужчины членами группировки в извращённой форме с фиксацией процесса на видео», — рассказывал военный прокурор Анатолий Матиос, шокируя украинцев, возведших данных представителей националистического сообщества на пьедестал.
Впрочем, остальные экс-участники АТО и сочувствующие «патриотам» радикалы были не согласны с такими обвинениями и постоянно пикетировали заседания суда, пытаясь освободить своих побратимов. За такие противоправные действия даже были назначены несколько административных штрафов и открыты уголовные дела (по статьям УК Украины 293 (групповое нарушение общественного порядка) и 342 (сопротивление работнику правоохранительного органа), которые, впрочем, так же быстро были закрыты, так как о задержаниях и судах в рамках данных уголовных производств до сегодняшнего дня ничего не известно.
Рассмотрение дела, в котором 80 томов, 111 свидетелей и 13 потерпевших, продолжалось почти 2 года. 7 апреля 2017 года Оболонский райсуд Киева вынес приговор бывшим бойцам «Торнадо», они получили 74 года тюрьмы на всех. В частности, командира Руслана Онищенко приговорили к 11 годам лишения свободы, его заместителя Владимира Цукура — к 9 годам, гражданина Беларуси Даниила Ляшука — к 10 годам, Илью Холода — к 9,5 годам, экс-бойцы Борис Гульчук, Максим Глебов, Никита Куст приговорены к 9 годам тюрьмы каждый, а Анатолий Пламадяла — к 8 годам лишения свободы.
Другим членам «Торнадо» повезло куда больше: Юрий Шевченко, Роман Иваш, Андрей Демчук, и Никита Свиридовский приговорены к 5 годам лишения свободы с испытательным сроком (условно): у Шевченко в 3 года, и по 2 года у остальных.
Естественно, националисты не признали своей вины и даже отказались дослушивать приговор, покинув зал суда.
Дальнейшее продолжение дела напоминало трагифарс. «Торнадовцы» пытались обжаловать приговоры в судах, их соратники всячески лили грязь на нынешнюю власть, рассказывая, как по приказу Петра Порошенко за решетку бросили невиновных. Противники — напротив, с каждой плоскости уверяли украинцев в справедливости приговора, превознося до небес работу следователей, прокуроров и судей. Впрочем, большая часть украинцев уже устала следить за разбирательствами и занималась своими делами. Однако «торнадовцы» не унимались и решили привлечь внимание публики новыми деяниями.
Новые уголовные дела «Торнадо»
Спустя неделю после вынесения приговора, осужденный на 9,5 лет Илья Холод на прогулке убил заключенного. СМИ сообщали, что Холод бил сокамерника головой о бетонную стену, впоследствии несчастный скончался в тюремной больнице. Однако, причины конфликта названы не были.
Чуть позже, Онищеко избил следователя в Лукьяновском СИЗО, а еще позже сказал, что его оклеветали.
Попутно выяснялись новые бойцы батальона «Торнадо», подозреваемые в совершении уголовных преступлений. Например, не фигурировавшего в основном деле Александра Пугачева поместили в тюрьму за расстрел двух полицейских в Днепре. Основанием для убийства послужила остановка упомянутого выше «торнадовца» и его «категорическая просьба» отпустить его, которую, как понятно, сотрудники МВД не захотели выполнять.
Однако, все это дела давно минувших дней, а вот бунт, который подняли бывшие АТОшники в СИЗО, угрожая расправой правоохранителям, случился 9 августа 2018 года.
«В Киевском СИЗО во время проведения следственных действий группа заключенных угрожала физической расправой и убийством правоохранителям: одного из них облили бензином и пытались поджечь. В дальнейшем заключенные начали бросать самодельные взрывные устройства», — говорилось в официальном сообщении МВД Украины.
«Торнадовцы» уверяют, что «восстали» из-за того, что некоторых из них хотели тайно вывезти из СИЗО и отправить в другие тюрьмы. Однако по официальной версии, силовики решили пресечь террор, которому радикалы подвергли всех зэков, вымогая у них деньги и продукты.
«Торнадовцы находятся в СИЗО уже два года. И все это время "катались" там "как сыр в масле". Самостоятельно передвигались по территории, выходили к воротам учреждения, чтобы забрать передачи и повидаться с родственниками и вроде бы даже огнестрельное оружие хранили в камерах. В 2017 году в учреждении произошел первый инцидент с участием экс-атошников. Они едва не побили сотрудника, который велел им зайти в камеры. Но, все "спустили на тормозах". Затем, якобы комбат Руслан Онищенко отрезал ухо Максиму Глебову (позывной "Ахилес") из-за того, что тот дал неверные показания на суде. Естественно, сотрудники СИЗО должны были весь этот беспредел прекратить. Но, по не проверенной информации торнадовцы помогали им собирать с задержанных "мзду". Поэтому, их и не трогали. В результате, задержанные так распустились, что стали окончательно неуправляемыми и устроили бунт», — рассказал бывший начальник Лукьяновского СИЗО, а ныне адвокат Сергей Старенький.
Кроме того, сотрудники пенитенциарной системы планировали обыскать камеры осужденных, что, как потом стало ясно из фотографий, было совсем не на руку «торнадовцам». 15 августа в Министерстве юстиции Украины заявили, что именно работники СИЗО помогали «торнадовцам» организовать акции неповиновения и поставляли им запрещенные предметы.
За устроенный бунт нарушителям по ст. 348 (Посягательство на жизнь работника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего) УК Украины грозит лишение свободы на срок от девяти до пятнадцати лет или пожизненное заключение.
На данный момент Руслана Онищенко этапировали в СИЗО Белой Церкви, его заместителя Николая Цукура — в Бучу Киевской области, а Даниила Ляшука — в село Мартусовка Бориспольского района Киевской области.
Что говорят эксперты
История с «Торнадо» не оставила равнодушными ни местных, ни европейских правозащитников. Все они, в один голос, исключая, конечно, адвокатов АТОшников, говорят о недопустимости такого поведения националистов и требуют ужесточения условий содержания.
Так, в недавнем докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека, «патриоты» из «Торнадо» и «Донбасса» названы военными преступниками. Властям Украины рекомендуется продолжить процесс ратификации Римского статута и внесения изменений в Уголовный кодекс, которые позволят осуществлять уголовное расследование международных преступлений на национальном уровне.
«Правительству и Парламенту — продолжать начатый в 2016 году процесс ратификации Римского статута и внесения изменений в Уголовный кодекс Украины, который позволит осуществлять уголовное преследование международных преступлений на национальном уровне. <…> Правоохранительным органам — обеспечить, чтобы расследование случаев пыток, жестокого обращения, внесудебных казней и убийств, связанных с конфликтом, проводилось на основе международных стандартов и практики (например, Стамбульского протокола и Миннесотского протокола), включая посредством обучения соответствующих сотрудников. <…> Правительству — в контексте Минских соглашений — взять обязательство не предоставлять амнистию лицам, подозреваемым, обвиняемым или осужденным за международные преступления, в том числе за военные преступления, преступления против человечности или серьезные нарушения прав человека, учитывая, что амнистии не предоставляются, если они конфликтуют с правом пострадавших на эффективное средство правовой защиты, включая возмещение убытков, или ограничивают право потерпевших и общества на знание правды о нарушениях прав человека и международного гуманитарного права», — сказано в выводах доклада.
То есть, судить украинских националистов из «Азова», «Айдара», «Донбасса», «Правого сектора» и «Торнадо» нужно будет в Гааге, а также исключить любую возможность амнистии для них.
Отметим, что Верховная Рада Украины приняла документ, согласно которому, Украина сможет ратифицировать Римский статут не ранее июня 2019 года, так как, по словам Ирины Луценко, «солдаты должны защищать страну, а не ездить давать показания».
К слову, блогер Александр Дубинский, которому приписывают работу на олигарха Игоря Коломойского, считает, что данный доклад очень сильно повредит «истинным патриотам Украины».
«Когда тебя на международном уровне обвиняют в военных преступлениях, тебе уже никто не помогает. В случае какого-либо конфликта, неизвестно — «впишутся» ли за нас наши международные партнеры», — заявил он.
Что ж, увы, пока на Украине «патриоты» действуют в обход любых правовых отношений, считая истинной Фемидой — свою силу и удар кулака, рекомендации ООН не смогут быть исполнены, а жители, пострадавшие от рук националистов, не получат никакой моральной, материальной и любой другой компенсации, как в случае с жертвами «Торнадо», которые даже из тюрьмы умудряются терроризировать мирных жителей.